«Иностранный агент» в Башкирии: власть не любит нас за то, что мы разъясняем россиянам российские законы
Получаешь зарубежные гранты и занимаешься политикой - иди в Минюст, регистрируйся как "иностранный агент" и будь готов к ужесточению финансового контроля. Таков, по сообщениям прессы, смысл нового законопроекта о некоммерческих организациях (НКО). Он был внесён в Госдуму бывшим уфимцем единороссом Александром Сидякиным и 6 июля прошёл первое чтение. Мы не стали ждать, когда закон вступит в силу, и подвергли допросу одного из «агентов» - председателя попечительского совета регионального общественного фонда «Международный стандарт» Константина Потнина.
Изменить страну
- В 1996 году с группой друзей я создал исследовательский центр по правам человека. Вскоре мы поняли, что в российскую практику можно и нужно внедрять юридические и социальные нормы, давно действующие в развитых странах. Через три года появился фонд «Международный стандарт».
Возьмём, например, «Минимальные стандартные правила содержания заключённых», принятые Организацией объединённых наций вскоре после Второй мировой войны. В России к пониманию их необходимости пришли лишь сейчас! А ведь там нет заоблачных требований типа ананасов на завтрак. Например, в камере положено иметь форточку в окне, кипячёную воду, туалетную кабинку с дверкой и столько солнечного света, чтобы можно было пришить пуговицу.
Есть международные правила, регламентирующие пенсионное законодательство. Россия некоторые из них приняла, хотя на практике они соблюдаются далеко не всегда. Когда видишь отставание страны, хочется изменить её.
По плану
- Работаем мы по плану. Чем заниматься, нам никто не диктует. Сами ищем актуальные вопросы. Допустим, в стране началась реформа пенсионной системы. Значит, гражданам надо рассказать об изменениях. Ищем тех, кто нам даст на это деньги. Выясняем: подобные проекты финансирует посольство Нидерландов. При оформлении заявки определяем тему, перечень работ, конечные результаты и критерии успешности проекта, пишем смету согласно российским реалиям. После выполнения отчитываемся перед грантодателями, налоговой инспекцией, Башкортостанстатом и Минюстом.
Среди наших западных партнёров – Евросоюз, Канада, Нидерланды, США, Швейцария. Иногда нас финансируют российские власти (хотелось бы, чтобы они делали это чаще). В начале года получили грант президента РФ на проект «Защищаем права граждан в системе здравоохранения через просвещение и экспертную поддержку».
Кстати, два года назад мы уже занимались этим - вели разъяснительную работу, объехали много городов и районов, проводили общественные приёмы. Слабым местом того проекта стало отсутствие практической помощи людям. Теперь не только просвещаем. Привлекли экспертов, которые выбирают из обратившихся тех, кто имеет проблемы с лечением. Наш специалист помогает пациенту получить качественную и бесплатную услугу в системе обязательного медицинского страхования. Многие с удивлением узнают, что дорогие диагностические процедуры и имплантаты для них бесплатны. Посетили восемь предприятий, помогли шести пациентам получить лечение. В планах посещение ещё более десятка предприятий. Главная наша цель при этом – пробуждать гражданскую активность. Чтобы человек научился говорить без стеснения: «Это мне положено – дайте». Пользуясь случаем, скажу: мы принимаем обращения пациентов, которых незаконно лишают лекарств, услуг и т.д. Наш телефон (347) 281-46-89.
Задумали новый проект - хотим заняться вопросами дискриминации работников по возрасту. Ищем финансирование. Работодатель в Башкирии, как и везде в России, не хочет принимать молодёжь и людей примерно после 45. Есть и несправедливость при определении пенсионного возраста. Казалось бы, у нас законодательство заботится о женщинах, но пенсии-то накопительные. Многие работницы не прочь ещё потрудиться, но их «списывают» в 55 лет. А рядом трудится мужчина, который не может исполнять своих обязанностей и мечтает об отдыхе, но до 60 ещё год или два...
Как в Европе
- За границей деятельность НКО считается важной и уважаемой. Они, например, ведут мониторинг работодателей, составляют списки нечестных, сигнализируют властям. И отношение к таким сигналам самое серьёзное, ведь это один из путей снятия социального напряжения.
Но зачем, спрашивается, западные страны дают деньги нашим НКО? Затем же, зачем и государству. Например, Еврокомиссия предоставляла гранты нашим госструктурам – на доведение дорожных знаков и разметки до европейских стандартов. (Политики, ругающие «проклятый Запад», о таких вещах, конечно, умалчивают).
Европейцы осознали неизбежность взаимопроникновения и хотят видеть в нас понятных партнёров. Потому и тащат в свои стандарты.
Вы не задумывались, почему они пока не горят желанием давать россиянам право безвизового въезда в их страны? Потому что видят: мы не хотим принимать их нормы. Россиянин боится обратиться в полицию (страшно!) или в суд (там сутяжники!)... А для цивилизованных людей это вполне естественно. Зачем спорить или драться - они идут к нейтральному человеку, судье, и принимают его решение.
Власть на просвет
- Путин упрекнул НКО за то, что «шакалят» деньги у посольств… А что делать, если за всё время от самого президента России мы получили всего два гранта? (Один раз при самом Путине, другой – при Медведеве).
Бюрократия не хочет выпускать финансовые потоки из своих цепких рук и отчитываться перед народом. С чего начинается, например, обустройство приюта для бездомных в России? С назначения директора и бухгалтера, дорогого ремонта, закупки мебели. Как водится, не обходится без откатов. А про бомжей как-то забывают. Главный критерий не какие результаты получены, а сколько денег потратили. Я был депутатом райсовета - там все бюджетные отчёты так и звучали: «По статье «культурно-массовая работа» освоено столько-то миллионов рублей, по статье «озеленение» - столько-то». А результат какой? Об этом ни слова.
Вся деятельность НКО направлена на то, чтобы деятельность органов власти стала прозрачной для граждан. Но чиновников такая перспектива пугает. Ведь когда люди поймут, что из-за коррумпированной верхушки живут гораздо хуже, чем заслуживают, это может спровоцировать массовое недовольство. Вот на нас и навешивают ярлыки «агентов иностранных государств», распространяют небылицы – мол, хотят за деньги «вашингтонского обкома» разрушить Россию…
Законодательство об НКО уже ужесточали в 2005 году, выгнали несколько крупных грантодателей. Но международный имидж России не улучшился, чиновники лучше работать не начали, российских негосударственных доноров не появилось, скандалов с госзаказами меньше не стало, в том числе в Башкирии. То глава депрессивного района супер-джип покупает, то хозуправление Белого дома присмотрит набор посуды за миллион...
Теперь хотят навесить на «политические» НКО ярлык иностранных агентов. Что ж, если разъяснять россиянам российские законы – это политика, то мы перерегистрируемся. Вообще это почетно - быть агентом ООН и Совета Европы. Но тогда уж нам должны разрешить называться и агентами президента России - мы же получали гранты и от него.
(Региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №28, 2012).
Записал Алексей ШУШПАНОВ
Комментариев нет
Отправить комментарий