вторник, 14 мая 2013 г.

Кто "распилил" башкирский лес?

      Недавно, когда я находился в Белорецком районе, мне с такой горечью рассказал мой брат инвалид труда 1 группы Давлеткужин Рамиль Шайхисламович о той ситуации, что творится с лесом в Белорецком районе и передал мне копию письма, которую он направил Президенту Путину В.В. Привожу дословно текст письма:
                           Здравствуйте Владимир Владимирович!
       Я пенсионер, охотник с 45 летним стажем Давлеткужин Рамиль шайхисламович обращаюсь к Вам с просьбой прекратить беспредельную вырубку в Башкирии.

       Вблизи от г. Белорецка, вокруг сел Серменево, Сатра, Ишля и других самые красивейшие леса Урала и России. Это наши леса, могучие сосны, лиственницы, пихты и ели, медоносные липы, клены. По берегу реки Белой белоснежные березы, по другому берегу горы «Крака», что означает «Сорок хребтов» покрытые лесами. Нигде наверное не найти такого разнообразия ягод: брусники и черники, клубники и земляники, костяники, калины, малины и т.д. Лучшие грибы в наших лесах. К нам едут с разных регионов люди, чтобы получить заряд бодрости и собрать дары природы.
        В этих благодатных лесах обитают лоси, косули, маралы, медведи. А какие были токовища глухарей и тетеревов. Но все это исчезает, вспугнутые ревом тракторов и бензопил, шумом падения спиленных деревьев. Ведь раньше запрещали вырубать леса там, где находились токовища глухарей и тетеревов, все они были на учете. А теперь это никому не надо. Разрешают вырубать все, в результате высыхают родники, ручьи исчезают, как исчезают и ягодники. А что творится на вырубках, земля разворочена, отходы не убраны, дороги исковерканы колеями лесовозов, что в лес за сеном не заедешь даже на лощади. Покосы развороченные гусеничными тракторами и лесовозами превращаются в пустыри. Повсеместно идет сплошная вырубка . В 2012 году расставили в наших лесах столбы с указанием наделов и планов сплошной вырубки на 2013 года. На каждом дереве зарубка.
        Это же разграбление народного достояния и грубое нарушение экологии. Чем же людям дышать Владимир Владимирович.
        Давлеткужин Рамиль Шайхисламович, с. Серменево Белорецкого района Республики Башкортостан.
      
         Конечно письмо это плачь души коренного жителя, который думает о том, чем же будут дышать его внуки и правнуки, что останется им.
         Совет РОО «За права человека и гражданина» в Республике Башкортостан решил сделать анализ состояния с лесом в Белорецком районе Республики Башкортостан, которую мы привожу от имени Совета Организации ниже.
АНАЛИЗ
коррупционной составляющей в деятельности министерства промышленности и инновационной политики по развитию лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан в свете критических замечаний данному направлению, высказанных Президентом РФ Путиным В.В. 11 апреля 2013 года в Забайкалье.
 Доклад министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан Карпухина А.И. «О ходе реализации программы развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы»
Доклад производит на неискушенных слушателей в целом благоприятное впечатление:
1) Из 5 поставленных в Программе задач 4 выполнено (увеличение объемов заготовки, переработки, отгрузки, увеличение прибыли и числа занятых), 1 задача (доведение зарплаты до уровня средней в перерабатывающих отраслях) не выполнена.
2) Из расчетной лесосеки 8 млн.куб.м. только 15% находится в аренде у Башлеспрома, Селены и других арендаторов, тогда как 20% обозначено как «население», а 51% обозначено как «свободно».
Тем самым, доклад выполняет следующие задачи:
1) показать, что Правительство занимается и в целом успешно занимается решением вопросов развития лесопромышленного комплекса: разрабатываются и принимаются программы развития отрасли, и поставленные в них задачи в целом выполняются.
2) развеять озабоченность общественности, присутствующей в средствах массовой информации и, соответственно, в сознании населения, что ЛПК «Башлеспром» и «Селена» «захватили башкирский лес» и «население лишено доступа к лесу».
К таким выводам может прийти неискушенный читатель доклада.
Критический анализ доклада позволяет сделать вывод, что доклад направлен на введение Президента РБ Хамитова Р.З., Правительства РБ и общественности республики в заблуждение. Достигнуто это следующим образом.
1.           Отсутствует критический анализ поставленных в «Программе развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы» цели и задач, их соответствия стратегическим задачам республики, поставленным в Посланиях Президента РБ (действующим и предыдущим). Проведение такого анализа показало бы, что в Программе, принятой Правительством 31.05.2010, исчезла цель  создания глубокой переработки леса в республике, поставленной еще в начале 2000-х гг., и присутствующей в высказываниях высшего руководства республики до сих пор.
2.           В целях успокоения общественности, производится манипуляция числами и терминами. Действительно, из расчетной лесосеки 8 млн.куб.м. только 15% находится в аренде у Башлеспрома и «других арендаторов». Но в состав этих 15% непопорционально высоко включена расчетная лесосека по хвойному хозяйству и низко представлена древесина мягколиственных пород, примерно в соотношении 50% / 50%, т.е. искусственно завышена доля хвойной древесины в против мягколиственной, на которую делается упор в декларируемых Инвестиционных проектах по глубокой переработке низкокачественной древесины. Целесообразнее было бы для бюджетов РФ и республики имеющийся лесосечный фонд по хвойному хозяйству выставлять на лесные аукционы, тем самым  нацеливая лесопереработчиков на заявленную глубокую переработку плохо востребованной мягколиственной древесины, почти полностью входит 1 млн.куб.м. лесосеки хвойных пород. Т.е. если построить диаграмму распределения лесосеки наиболее ценных хвойных пород, то окажется, что примерно 80% находится в аренде у Башлеспрома и «других арендаторов» (прежде всего, Селены) .  из имеющегося расчетного  объема заготовки по хвойному хозяйству республики в количестве 1 млн.куб.м, и только 20% - в распоряжении Минлесхоза. Тогда стало бы видно, что местное население и малый бизнес практически отстранены от использования хвойных лесов, которые используются на строительство и производство пиломатериалов. Кроме того, термины «Население» и «Свободно» являются неэкономическими. Что означит «население» у числа 20% на диаграмме? 20% лесосеки покупается населением? Находится в аренде у населения? Это не подтверждается фактами. Может быть, находится в распоряжении Минлесхоза РБ и предназначено для выделения леса под индивидуальное строительство населения? Но в этом случае надо отметить, что в составе этих 20% всей лесосеки (8млн.куб.м)  практически нет хвойных пород, пригодных для строительства (1 млн.куб.м., в основном входящие в состав 15% лесосеки, находящихся в аренде в Башлеспрома и Селены).
Далее проведем критический анализ поставленных в «Программе развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы» цели и задач, их соответствия стратегическим задачам республики – то, что не сделано в Докладе министра.
Целью Программы является «формирование лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции путем активизации инвестиционной деятельности». Как видим, в формулировке цели нет ни слова про глубокую переработку.
 В поставленных 5 задачах Программы также не говорится про глубокую переработку. Проанализируем эти 5 задач:
 
Задача, поставленная в Программе
Комментарий специалиста
1
увеличение объемов производства и реализации отгруженной продукции в лесопромышленном комплексе к 2013 году по сравнению с 2010 годом
на 50%
«отгруженная продукция» не означает продукцию глубокой переработки леса. Более 95% этой «продукции» составляет сырой лес (лесозаготовка), остальное – пиломатериалы (средняя глубина переработки)
2
увеличение объема заготовки и переработки древесины - в 1,3 раза
Заготовка и переработка сведены в одну задачу. Тем самым увеличение в 1.3 раза легко достигается лесозаготовкой, а не переработкой. Кроме того, «переработка» не означает «глубокая переработка»
3
увеличение суммы полученной прибыли по виду деятельности"обработка древесины и производство изделий из дерева" на 70%
Данный вид деятельности по ОКВЭД полностью называется «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели» (код 20 ОКВЭД). Авторы Программы сознательно совершили подлог, исказив формулировку вида деятельности, с тем чтобы создать впечатление у читателя, что данный вид деятельности относится к глубокой переработке. Фактически речь идет о производстве фанеры на «Заводе большеформатной фанеры», построенном еще в советское время.
4
рост численности работников, занятых в лесопромышленном комплексе, на 10%
Не имеет прямого отношения к глубокой переработке
5
рост средней заработной платы в лесопромышленном комплексе до уровня заработной платы в обрабатывающих отраслях
Данная задача не может быть достигнута при средней глубине переработки (фанера, доски). Для выполнения этой задачи надо построить Целлюлозно-бумажный комбинат или комбинат МДФ. Однако такие задачи в Программе не поставлены.
Между тем, другие органы государственного управления РБ, не изучив внимательно Программу, по инерции считают, что в ней идет речь о глубокой переработке леса. Так, в отчете контрольно-счетной палаты РБ за 2012 год в части проведения аналитического мероприятия по эффективности реализации «Программы развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы», говорится, что «Основным направлением реализации Программы определены глубокая переработка древесины в целях получения высокорентабельной конечной продукции и использование низкокачественной древесины на лесоперерабатывающих предприятиях». На самом деле, разработчики Программы не включили эти положения в число поставленных задач.
 Принятие распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 г. №1469-р и № 1470-р
Правительством Республики Башкортостан по инициативе ООО «Башкирская лесопромышленная компания» в 2011 году было принято решение об утверждении заявки   ООО «Уфимский фанерно – плитный комбинат» о реализации инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса на территории Республики Башкортостан» и заявки ООО «Уфимский фанерный комбинат» о реализации инвестиционного проекта «Завод большеформатной фанеры (реконструкция плитных производств)».
В связи с этим Министерством промышленности и инновационной политики РБ (исполнитель проекта Ситдиков М.Р)  были подготовлены и направлены в адрес Правительства Республики Башкортостан проекты распоряжений об утверждении данных заявок.
Правительством Республики Башкортостан распоряжениями от 18.11.2011 г. №1469-р и № 1470-р (далее – распоряжения №1469-р и № 1470-р) были утверждены вышеназванные инвестиционные проекты.
Согласно справкам-согласованиям к проектам вышеуказанных распоряжений Правительства РБ, распоряжения были согласованы и завизированы:
- Заместителем Премьер-министра Правительства РБ - министром промышленности и инновационной политики РБ Мулюковым М.М.
- Заместителем Премьер-министра Правительства РБ – министром сельского хозяйства РБ Исаевым Э.Ф.
- Министром экономического развития РБ Мавриным Е.В. (от 17.11.2011г.)
-  Министром лесного хозяйства РБ Набиуллиным Р.Б. (14.11.2011г.).
- Первым заместителем министра промышленности и инновационной политики РБ Карепановым И.Е.
 - Заведующим отделом развития промышленности и энергетики Аппарата Правительства РБ Тукаевым Р.М. (14.11.2011г.).
 -заведующим отделом Аппарата Правительства РБ Зиннатуллиной Р.Т. (17.11.2011г.).
Лесные участки для реализации данных инвестиционных проектов были подобраны ООО «Башкирская лесопромышленная компания» самостоятельно и включены в приложения распоряжений №1469-р и № 1470-р.
При этом, несмотря на принятие распоряжений 18.11.2011 года перечень лесных участков с указанием кварталов и объемов заготовки древесины в разрезе участковых лесничеств согласован министром лесного хозяйства  и президентом ООО «Нарат и К» Аблязовым К.А. только 07.12.2011 года, то есть после подписания вышеуказанных распоряжений  (прилагается).
В результате, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 г. № 1469-р был утвержден перечень лесных участков для предоставления ООО «Уфимскому фанерному комбинату» в целях реализации инвестиционного проекта «Завод большеформатной фанеры (реконструкция плитных производств)» по 7 лесничествам Республики Башкортостан для «Уфимского фанерного комбината» с ежегодным объемом заготовки древесины 600 тыс. куб. м., и распоряжением  № 1470-р - утвержден перечень лесных участков для предоставления ООО «Уфимскому фанерно–плитному комбинату» в целях реализации инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса на территории Республики Башкортостан» по 4 лесничествам Республики Башкортостан объемом заготовки древесины 360 тыс. куб. м.
 Принятие распоряжений Правительства РБ от 29.02.2012 г.                   № 186-р и № 187-р
В целях совершенствования и в связи с тем, что не были учтены все предложения Минлесхоза РБ при принятии  распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 г. №1469-р и № 1470-р, Минлесхозом РБ от 08.12.2011г. за исходящими номерами №02/6642 и №02/6643 соответственно к каждому распоряжению, в адрес Правительства РБ были направлены проекты распоряжений о внесении изменений в распоряжения №1469-р и №1470-р. 
В обоснование доводов вносимых изменений указывалось о необходимости предусмотреть резервирование участков лесного фонда с последующей передачей в аренду по мере реализации проектов, а также одним из условий передачи в аренду участков лесного фонда являлось соблюдение графиков финансирования проектов и ввода мощностей заготовительной техники и перерабатывающих производств. Таким образом, договоры должны были заключаться по мере реализации инвестпроектов, в целях недопущения использования лесных насаждений в виде их продажи в круглом виде либо на корню и за счет этого финансирования своих проектов.
Далее, в связи с задержкой согласования указанных проектов  со стороны Минпрома РБ, Минлесхоз РБ, письмом от 03.02.2012г. №02/562  в адрес Правительства РБ, просило продлить сроки принятия проектов распоряжений Правительства РБ «О внесении изменений в распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 18 ноября 2011 года №1469-р и №1470-р » на срок до 01.03.2012г.
Вместе с тем, Министерство промышленности и инновационной политики Республики начало параллельно согласовывать проекты распоряжений Правительства, которыми вносятся изменения в распоряжения №1469-р и № 1470-р, со ссылкой  в справках-согласованиях на проекты, внесенные Минлесхозом РБ 08.12.2011г. за исходящими номерами №02/6642 и №02/6643 и направленные в адрес Правительства РБ.
 Данные тексты проектов распоряжений, отличались от текстов предложенных Минлесхозом РБ, и в них содержались положения, позволяющие предприятиям-инвесторам реализовывать инвестиционные проекты в максимальной выгоде для себя. Необходимо отметить, что подписанные редакции  распоряжений Правительства РБ от 29.02.2012 № 186-р и № 187-р внесли изменения не только в  содержание распоряжений   Правительства РБ от  18.11.2011 года №1469-р и № 1470-р, но и существенно  изменили перечень лесных участков предоставленных под реализации этих проектов, добавлены новые приложения с графиком подписания договоров аренды и финансировании проектов. При этом, министром лесного хозяйства приложения к проектам не согласовывались, несмотря на то, что остальные листы проекта распоряжений завизированы министром.
Тексты проектов распоряжений Правительства РБ от 29.02.2012 № 186-р и № 187-р, которые завизированы на обратной странице листов Министром лесного хозяйства РБ Набиуллиным Р.Б. от 3.02.2012г., в итоге в данной редакции не подписаны, а приложения в новых редакциях к данным распоряжениям и вовсе не согласованы с Министерством лесного хозяйства РБ, а согласованы сотрудниками Аппарата Правительства Петровым Ю.А., Хадыевым И.Р., сотрудниками Минпрома РБ:  Соболевым А.В., Усковым и Казаковым.
Также, последние редакции проектов распоряжений Правительства РБ от 29.02.2012 № 186-р и № 187-р, как видно из справок-согласований были согласованы повторно у некоторых членов Правительства РБ. Причем, согласование, а также подписание распоряжений происходило в один день 29.02.2012г.
Исходя из практики согласования проектов распоряжений, необходимо отметить, что на данную процедуру уходит длительное время.
Также вызывает вопрос то обстоятельство, что в справках-согласованиях вышеупомянутых распоряжений в графе исполнитель проекта, где указана фамилия сотрудника Минлесхоза РБ Урманбетова А.Х. отсутствует его подпись, а вместо этого стоит подпись Петрова Ю.А.- советника отдела природопользования и лесного хозяйства Аппарата Правительства РБ (в данное время является заместителем заведующего отдела природопользования и лесного хозяйства департамента агропромышленного комплекса и природопользования Аппарата Правительства РБ).
 
В результате в новых редакциях данных распоряжений:
- Исключено право отпуска древесины юридическим лицам по договорам купли-продажи для собственных нужд до передачи в аренду инвестору.
- Изменены сроки реализации инвестиционного проекта.
- Исключены полномочия Минлесхоза РБ по утверждению перечня лесных участков, что не соответствуют требованиям Лесного кодекса РФ, так как данные функции осуществляет исключительно уполномоченный орган в области лесных отношений.
- Лесные участки и их характеристики определены самостоятельно без учета лесоводческих и лесохозяйственных требований, установленных лесохозяйственным регламентом, что вследствие приведет к заключению ничтожных договоров. 
- приложение № 1  к распоряжениям, где указан перечень лесных участков, зарезервированных для реализации инвестиционного проекта не являются первоначально утвержденными  и приложенными к распоряжениям от 18 ноября 2011 года №1469-р и № 1470-р. В настоящем перечне изменены квартала и выдела лесных участков, и не согласованы с Минлесхозом РБ, а также включены лесные квартала ранее переданные в аренду другому арендатору  для тех же целей, т.е уже обремененные.
 Так, в перечень участков включены лесные квартала ранее переданные в аренду ООО ЛЗК «Башлеспром» для тех же целей, находящиеся на территории Авзянского и Тирлянского лесничеств. Заключение договоров аренды обремененных лесных участков для осуществления одних и тех же целей невозможно в силу Гражданского кодекса Российской Федерации. 
- Необоснованно исключены обязанности инвесторов по внесению изменений в инвестиционный проект в соответствии с перечнем лесных участков, представлению поквартального графика инвестирования, приобретению оборудования и ввода его в действие, установления графика заключения договоров, сокращен срок реализации инвестиционного проекта с 2011-2016 г. на 2011-2013 г., что ставит под сомнение реализацию инвестиционного проекта, необоснованно указан инициатор инвестиционного проекта ООО «Башкирская лесопромышленная компания» при том, что заявителем является ООО «Уфимский фанерный комбинат» и ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат».
Также в первоначальной редакции Минлесхозу РБ было поручено заключать договоры аренды по мере реализации инвестиционного проекта. В новой редакции распоряжения график заключения договоров аренды лесных участков по мере реализации инвестиционного проекта исключен и инвестором самостоятельно, без согласования с Минлесхозом РБ, установлен график заключения договоров аренды лесных участков, что позволяет инвестору финансировать инвестиционный проект не за счет собственных средств, а за счет лесных насаждений, которые будут получены по льготной цене.
В нарушение постановления Правительства РФ № 419 заявка с изменениями на реализацию инвестиционного проекта не согласована с Федеральным агентством лесного хозяйства, в заявке не указан объем расходов, необходимых для подготовки реализации инвестиционного проекта, в том числе схема финансирования проекта, проект графика заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, по годам с поквартальной разбивкой, заявка с изменениями не согласована с уполномоченным органом государственной власти в области освоения лесов – Минлесхозом РБ.
В связи с этим Минлесхоз РБ письмами №08/5878 и №08/5879 от 26.09.2012 направленные в адрес Президента РБ просило отменить распоряжения Правительства РБ от 29.02.2012 № 186-р и № 187-р.
Все вышеуказанные факты свидетельствуют о личной заинтересованности ряда должностных лиц Правительства РБ и Минпрома РБ в пользу частных предприятий, что не отвечает интересам государства и подрывает авторитет власти.
На оперативном совещании 18.03.2013 г. у Президента Республики Башкортостан в докладе министра промышленности и инновационной политики РБ  Карпухина А.И. было озвучено о затягивании Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан  (далее -Минлесхоз РБ) процесса подготовки и подписания договоров аренды лесных участков с ООО «Уфимский фанерный комбинат», ООО «Уфимский  фанерно-плитный комбинат» (далее УФК, УФПК) и несоответствии качества предоставленных им лесных участков.
Тема указанного выступления содержала вопросы, относящиеся к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, в части предоставления лесных участков и их характеристик, несмотря на то, что к компетенции Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан (далее– Минпром РБ) эти функции не относятся. В связи с этим, предоставленная Карпухиным А.И. информация является недостоверной.
Необходимо отметить, что Минпром РБ не раз обвиняет Министерство лесного хозяйства РБ, вмешиваясь тем самым, не в свои полномочия и не владея достоверной информацией о состоянии лесного хозяйства.
В 2010 г. Минпромом РБ была подготовлена и направлена Президенту РБ справка «о состоянии и использования лесных ресурсов в муниципальном районе Зилаирский район» с несоответствующими действительности данными (вх. №1563-р от 09.03.2011). В указанной справке Минпром РБ детально расписывает состояние лесного фонда Зилаирского района с соответствующими выводами о нарушениях при рубках ухода, санитарно-оздоровительных мероприятиях, о последствиях лесных пожаров, незаконных рубок и т.д. В данной справке сотрудниками Минпрома РБ установлено, что на территории одного Зилаирского района ежегодно допускается незаконная рубка в объеме 330-340 тыс.куб.м., когда как на территории всей России ежегодно незаконно вырубается 1,7 млн. куб.м.
Такие же жалобы на Минлесхоз РБ с подачи Минпрома РБ поступали на имя Президента РБ от ООО «Дуванлесторг», несмотря на то, что данная компания вообще приступила к работам без проектов освоения лесов, а работы велись с многочисленными нарушениями лесного законодательства. Впоследствии Минлесхоз РБ расторгнул все договора с этим арендатором в судебном порядке за неисполнение договорных обязательств.
Таких примеров можно привести много.
Министерство промышленности и инновационной политики РБ является органом исполнительной власти, на который возложены функции по координации деятельности и регулированию в области промышленности в регионе, в том числе и лесной.
На сегодняшний день, по инициативе Минлесхоза РБ, в целях развития лесной промышленности и поддержки субъектов малого предпринимательства республики, местным предпринимателям-лесозаготовителям переданы в аренду лесные участки.
Программа Зауралье включает:
Абзелиловский союз лесопромышленников - 1 дог. аренды на площади 3,6 тыс. га, объемом заготовки-7,6 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству-0,1 тыс. куб. м.
ООО Баймакский союз лесопромышленников-1 дог. аренды на площади 63,5 тыс. га, объемом заготовки- 151,2 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству-17,1 тыс. куб. м.
ООО Зилаирский союз лесопромышленников-3 дог. аренды на площади 54,2 тыс. га, объемом заготовки- 99 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству-18,2 тыс. куб. м.
Бурзянский союз лесопромышленников-4 дог. аренды на площади 11,5 тыс. га, объемом заготовки- 23,8 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству-2,3 тыс. куб. м.
Другие арендаторы-45 дог. аренды лесного участка на площади 218,8 тыс. га, объемом заготовки- 494,4 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству-161,1 тыс. куб. м.
Всего по зоне Зауралья заключено 54 договора аренды, из них с Союзами лесопромышленников -9. Площадь, переданная Союзам составляет 132,9 тыс. га, объем заготовки древесины составляет 281,6 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству – 37,7 тыс. куб. м. Площадь, переданная в аренду другим арендаторам составляет 218,8 тыс. га, объем заготовки древесины 494,4 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству 161,1 тыс. куб. м.
Программа Северо-Восток включает:
НП Аскинские лесопромышленники -3 дог. аренды на площади 42,1 тыс. га, объемом заготовки- 77,3 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству-10,4 тыс. куб. м.
ООО КаСол-2 дог. аренды на площади 56,1 тыс. га, объемом заготовки- 133,7 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству-8,3 тыс. куб. м.
Другие арендаторы-35 дог. аренды на площади 91,6 тыс. га, объемом заготовки- 241,8 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству-29,8 тыс. куб. м.
Всего по зоне Северо-Восток заключено 40 договоров аренды, из них с Союзами лесопромышленников -5. Площадь, переданная Союзам составляет 98,2 тыс. га, объем заготовки древесины составляет 211 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству – 18,7 тыс. куб. м. Площадь, переданная в аренду другим арендаторам составляет 91,6 тыс. га, объем заготовки древесины 241,8 тыс. куб. м., в т. ч. по хвойному хозяйству 29,8 тыс. куб. м.
            Вместе с тем, Координация и какая-либо работа со стороны Минпрома РБ с данными лесозаготовителями не ведется, указанным ведомством не принимаются ни каких мер и даже попыток по их дальнейшему развитию и улучшению.
            Лоббистскую деятельность Министерства промышленности и инновационной политики РБ в сфере  реализации инвестиционных проектов в лесной отрасли на территории Республики подтверждается также следующими фактами:
- принятие фиктивных отчетов о реализации инвестиционного проекта ООО ЛПК «Селена».
- непринятия мер Минпромом РБ по исключению проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, вместо этого Карепановым И.Е в Минпромторг РФ ежеквартально направлялись доклады о реализации проекта.
- ничем необоснованная инициатива внесения изменения в распоряжения Правительства РБ о сокращения суммы инвестиционных вложений и увеличения срока реализуемого инвестиционного проекта ООО ЛПК «Селена». Распоряжением Правительства РБ от 17.06.2011 № 697-р «Об изменении концепции реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание производства с полным циклом переработки древесины» снижены объемы инвестиций с 2,1 млрд. рублей до 697,7 млн. рублей и перенесен пуск производства с полным циклом переработки древесины.
Действия Минпрома РБ по ненадлежащему контролю за ходом реализации инвестиционного проекта в лесной отрасли и ненадлежащие внимание лесопромышленным предприятиям подтверждаются и представлением Прокуратуры Республики Башкортостан от 22 марта 2012 года  № 7/3-4-2012  в адрес Премьер-министра Правительства РБ и в письме Прокуратуры Республики Башкортостан от 22 марта 2012 года № 7/3-4-2011 на имя Президента Республики Башкортостан.
             Попытки инвесторов заключить договоры аренды лесных участков на их условиях
Во исполнение распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 № 1469-р и № 1470-р Минлесхозом РБ  были подготовлены проекты договоров аренды лесных участков и направлены уведомления руководителям вышеуказанных предприятий о явке для ознакомления и подписания договоров аренды (на              31.07.2012 г.). Учитывая, что заявленный инвестиционный проект является экономически значимым для республики, и, что предоставляется значительная часть лесного фонда, которая составляет около 385 тыс. га и общий запас насаждений около 15 млн. кбм., мы просили прибыть лично руководителей предприятий для ознакомления и подписания документов.
На подписание договоров директора УФК и УФПК не прибыли, а явились лишь представители без соответствующих прав и полномочий на подписание договоров. Минлесхозом РБ повторно направлены приглашения руководителям указанных предприятий для ознакомления и подписания договоров (на 08.08.2012г.). Несмотря на это, для ознакомления и подписания договоров аренды лесных участков, также явились представители, в чьих доверенностях отсутствовали полномочия по подписанию договоров. Сами руководители не явились. Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан не раз предпринимало попытки подписать договоры аренды лесных участков с данными предприятиями в рамках установленного законодательством порядка.
Подготовленные Минлесхозом РБ проекты договоров аренды лесных участков разработаны согласно требованиям Лесного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419, а также с учетом замечаний и предложений, отраженных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан от 22 марта 2012 года  № 7/3-4-2012 в адрес Премьер-министра Правительства РБ, письме Прокуратуры Республики Башкортостан от 22 марта 2012 года № 7/3-4-2011 на имя Президента Республики Башкортостан.
В целях своевременного исполнения арендаторами-лесозаготовителями мероприятий по осуществлению мер противопожарной безопасности на арендуемых участках, мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов, Министерством лесного хозяйства РБ в подготовленных договорах аренды  предусмотрены ответственность арендаторов за невыполнение условий договоров в виде неустойки и пеней, их досрочное расторжение в одностороннем порядке в соответствии со ст.ст. 24, 51, 61 Лесного кодекса Российской Федерации, а также специальные основания расторжения договоров, указанные в ранее внесенном представлении Прокуратуры Республики Башкортостан от 22.03.2012 года  № 7/3-2-2012.  Также в договорах аренды предусмотрено ограничение на передачу лесного участка в субаренду и перенаем (министерство руководствовалось письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.07.2012 года №НК-10-54/7827, в котором указывалось на применение арендаторами негативной практики по сдаче в субаренду лесных участков, выделенных для реализации приоритетных инвестиционных проектов), а также повышение ответственности лесопользователей по возмещению ущерба, нанесенного лесному фонду в результате лесонарушений, пожаров,  допущенных на арендованных участках вследствие ненадлежащей охраны. Разработанные Минлесхозом РБ проекты договоров аренды УФК, УФПК и ООО ЛЗК Башлеспром не желает заключать, а напротив, стремится к заключению договоров на своих условиях в целях дальнейшего избежания какой-либо ответственности.
В целях подписания дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам аренды, которые были также разработаны в связи с многочисленными изменениями в Лесной кодекс РФ и представлением Прокурора РБ, министерством был подготовлен график их заключения с арендаторами. На сегодняшний день со всеми арендаторами-лесозаготовителями, которые являются добросовестными, заключены дополнительные соглашения. Крупные арендаторы лесных участков ООО «Селена» и ООО ЛЗК «Башлеспром» со  своими структурными подразделениями не подписали данные дополнительные соглашения к договорам аренды, тем самым не желая надлежащим образом исполнять свои обязательства в будущем.
Вместе с тем, ООО «Уфимский фанерный комбинат» и ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат», не согласившись с нашими проектами договоров, превышая свои полномочия, направили в наш адрес самостоятельно подготовленные проекты договоров аренды на их условиях. При этом, условия данных проектов договоров противоречат лесному законодательству, форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319, и постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «Об инвестиционных проектах в области освоения лесов».
Далее, УФК и УФПК не согласившись с предложенными Минлесхозом РБ проектами договоров, обратились в Арбитражный суд РБ с исковыми заявлениями о понуждении заключить договоры аренды в редакции, подготовленными ими, которые противоречат действующему законодательству.
Арбитражный суд РБ по двум рассмотренным делам (А07-13707/12 и А07-13708/12) поддержал позицию УФК и УФПК, но вышестоящим арбитражным апелляционным судом данные решения отменены. При этом, апелляционная инстанция, поддержав позицию Минлесхоза РБ, и установила, что представленные проекты договоров аренды лесных участков, подготовленные  арендаторами, не соответствовали требованиям постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года № 419 «Об инвестиционных проектах в области освоения лесов», форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319 и не содержат обязательных условий, предусмотренные распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 № 1469-р, №1470-р и от 29.02.2012 № 186-р, 187-р. Также апелляционный суд указал на неправомерность передачи в аренду участков, которые обременены правами третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания «Башлеспром». В случае заключения договора при таких обстоятельствах, сделка была бы ничтожной.
            Таким образом, данные коммерческие организации, не начав реализацию инвестиционного проекта, предпринимают попытки дальнейшего ненадлежащего исполнения условий проекта.
   На сегодняшний день, попытки Башлеспрома направлены на захват лесного фонда республики, не оставляя возможности заготавливать древесину для собственных целей населению, фермерским хозяйствам, другим юридическим лицам, а также для государственных и муниципальных нужд. Это было видно при подборе ими самостоятельно лесных кварталов для реализации инвестпроектов, которые мы впоследствии исключили. Необходимо отметить, что такое отношение у них к Министерству лесного хозяйства РБ складывается в результате «поддержки» Минпрома РБ и определенных лиц Правительства РБ. При таком лоббировании интересов Башлеспрома и вмешательстве в полномочия Минлесхоза РБ, особенно при заключении договоров,   наведение порядка среди указанного арендатора будет крайне сложным.
             Реализация  Аппаратом Правительства РБ функций не входящие в их компетенцию
 
Необходимо отметить, что некоторыми должностными лицами Аппарата Правительства РБ, Министерства промышленности и инновационной политики РБ развернута деятельность по лоббированию интересов определенных промышленных групп, не отвечающая интересам Республики Башкортостан и Российской Федерации. Также эти лица пытаются воздействовать на уполномоченный орган в сфере лесных отношений в Республики Башкортостан, вмешаться в их полномочия.
Данные выводы выражаются на пример в направленном в адрес министра лесного хозяйства РБ, в нарушении постановления Правительства РФ № 419,  письме с проектом договора аренды лесных участков разработанных сотрудниками департамента агропромышленного комплекса и природопользования Аппарата Правительства РБ.
Также необходимо отметить, что во исполнение поручения Президента РБ Минлесхоз РБ подготовило договоры аренды лесных участков для реализации инвестиционных проектов. Однако 07.03.2013г. представители ООО УФК и ООО УФПК отказались подписывать представленные договоры аренды, не согласившись отметили, что направят протокол разногласий в адрес Минлесхоза РБ. По истечению определенного времени вместо инвесторов со стороны Аппарата Правительство РБ поступили протоколы разногласия от инвесторов по вышеуказанным договорам аренды. Считаем, что эти действия противоречат Лесному кодексу РФ,  постановлению Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» и гражданскому законодательству Российской Федерации, так как стороной в данных правоотношениях правительство не является. 
    Р.С. Давлеткужин

Комментариев нет

Отправить комментарий