пятница, 20 апреля 2012 г.

Волкоголовые. Часть 5-я

Продолжение. Начало 1-я здесь2-я здесь , 3-я здесь4-я здесь 

Время-Не-Ждет
Думаю, каждый, прочитавший предшествующие части "Волкоголовых", согласится: байки о «жестокой и беспощадной российской экспансии» и «угнетении Москвой коренных народов» и есть байки. Все без исключения бунты башкир были вызваны исключительно злоупотреблениями на местах, и во всех без исключения случаях вмешательство Москвы восстанавливало порядок силой не столько оружия, сколько закона, даже тогда, когда нарушение закона пошло бы на пользу власти. Лучшее свидетельство - результат бунта 1705-1711 годов. Петр был жесток, Петр ставил державный интерес превыше всего, Петр не прощал мятежников, тем паче, если их действия играли на руку врагу, - и все-таки требования башкир были удовлетворены, как законные, и никаких репрессий не последовало. А тем, кто скажет, что Петру было важно любой ценой закрыть проблему, в связи с чем он и пошел на уступки, отвечу: будь  так, император, умевший помнить и добро, и зло, расплатился бы с бунтовщиками сполна, когда война со шведами завершилась победой. Однако случилось совсем иначе: в 1721-м на виселицу пошли не Алдар и не Кусюм, а зарвавшиеся прибыльщики и даже полковник Сергеев, к коррупции отношения не имевший, а всего лишь слишком рьяно выполнявший царскую волю, но при этом позволивший себе зарваться. А это говорит само за себя, и спорить не получится. И тем не менее...



Читать дальше... )

Комментариев нет

Отправить комментарий