Дежурный экстремист Республики Башкортостан
СУДЕБНЫЙ СЕЗОН АЙРАТА ДИЛЬМУХАМЕТОВА
19 июля 2013 г. состоялось судебное заседание, посвященное избранию меры пресечения подозреваемому по делу «Ахыр Заман» Айрату Дильмухаметову. Айрат Дильмухаметов арестован и доставлен в суд под конвоем УФСБ по РБ. Приняты все меры предосторожности, окружающие строго предупреждаются конвоем о недопустимости каких либо фото- и видеосъемок и личной ответственности за таковые. Следствием ведется опрос свидетелей.
В рамках следственных мероприятий произведены обыски у семьи А.А.Дильмухаметова, а также у известного эпатажного блогера и лидера движения «За МСУ» Роберта Загреева, адвоката В.Лебединцева и его родителей, изъяты ноутбуки и жесткие диски. Впрочем, это обыкновенно для процессов по экстремистским статьям. Сам Роберт Загреев на момент обыска находился в Москве.
На заседании присутствовали, помимо адвоката, родные и близкие Айрата Дильмухаметова (мама, жена, дети), правозащитница Альмира Жукова, известные башкирские общественники Рафик Дусалиев и Рамиля Саитова.
Обвинение упорно настаивало на заключении Айрата Дильмухаметова под стражу, защита – на подписке о невыезде. Суд принял решение избрать мерой пресечения домашний арест по месту жительства на срок до 2 месяцев.
Напомним, Управлением ФСБ РФ по РБ возбуждено уголовное дело по статье 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, главным подозреваемым по которому объявлен Айрат Дильмухаметов. Основанием для процесса служит размещение под псевдонимом «Айрат Дин-Ислам Дильмухаметов» статьи «Ахыр Заман» на странице ЖЖ «Набат РБ». Постановлением Кировского райсуда эта статья внесена в список экстремистских материалов. Верховный суд РБ оставил в силе приговор Кировского райсуда Уфы о признании данной статьи экстремистской, несмотря на сопровождавший данный вердикт громкий скандал: экспертиза, на основании которой был вынесен данный приговор, умудрилась причислить к экстремистским высказываниям… цитаты из Корана.
О КОНФУЗЕ С ЦИТАТАМИ
Я не упоминал бы о данном скандале, но на днях его вспомнил сам Председатель Верховного Суда РБ Михаил Тарасенко: «Что касается экстремизма, то судья признал экстремистской трактовку Корана, а не саму Книгу и ее положения». Ответ, конечно, квалифицированный – а что он еще мог сказать? Заключение эксперта отменили, а приговор на основе данного заключения оставили как есть. Что ж, пусть так, суров закон, но он закон.
Но даже в этом случае нельзя судить человека за деятельность, за которую уже осудили ранее. А по сути, ныне так и происходит.
Приходилось слышать оправдание органов: автор цитату не закавычил, поэтому лингвист и признала ее экстремистской. Оправдание, граждане, как говорится, за гранью добра и зла. Эксперт, неспособный сходу увидеть известный аят из Корана в тексте, подозреваемом на предмет РЕЛИГИОЗНОГО экстремизма, совершенно неважно, в кавычках он или без оных, вообще не должен привлекаться к делу, разве что на вспомогательных ролях. Вот и результат – ляп и скандал на весь мир. И ведь это не по заявлению запуганного СМИ пенсионера процесс, это дело УФСБ по РБ! Докатились мы, вот что я вам скажу.
Во-первых, это свидетельствует о «ценности» самого обвинения, что именно оно считает экстремистским. Во-вторых и главных, лингвиста положено привлекать при оценке, скажем, суждений подозреваемых в оскорблении личности. (Хотя и здесь их уровень часто не блестящ). В более сложных случаях компетенции лингвиста недостаточно. Экспертиза «исламского экстремизма» без религиоведов или, как минимум, культурологов, просто некомпетентна по определению. Говорю как работник института, регулярно привлекающегося к подобной экспертизе. И как человек, состоящий в экспертном совете по мониторингу и нейтрализации религиозных конфликтов, добавлю: в республике действительно много поводов изучать религиозную конфликтность со всей серьезностью, а не имитировать борьбу вечными посадками «заслуженного экстремиста Республики Башкортостан».
Который превращается уже в дежурного экстремиста означенной Республики. Которым можно отчитываться: удобно и безопасно. А ведь есть реальные опасности и просто непочатый край работы.
ГЛАВНОЕ
Теперь напомним главное. Согласно заключению той же судебной лингвистической экспертизы, в публикации присутствуют высказывания, формирующие у читателей признание идеологии и практики терроризма правильными и нуждающимися в поддержке, статья содержит призывы к насильственному изменению конституционного строя страны путем массовых беспорядков и актов вандализма по мотивам идеологической, религиозной ненависти и вражды.
За все подобное, за публицистику с найденными судом элементами экстремизма А.А.Дильмухаметов уже осужден и ОТБЫЛ СВОЙ СРОК ПОЛНОСТЬЮ. Обвиняют, в сущности, за перепост того, что было написано давно, и за что человек уже ДАВНО и неадекватно жестко НАКАЗАН и теперь чист перед законом. Причем за перепост на сайте, известном именно тем, что вывешивает авторские и самые разные материалы, ни у кого не спрашивая на то разрешения. В ЖЖшке, где отношение к Дильмухаметову несколько странное, как к классикам марксизма-ленинизма в БАССР: подписанные его именем тексты приводятся к месту и не к месту. Не говорю уже о диком эпатаже типа величания Пророком и Провозвестником МСУ. Дильмухаметов мнения о себе весьма высокого, но человек умный, уравновешенный и с юмором, и уж к такому идиотическому стебу точно непричастен – в этом вопросе на всякий случай я удостоверялся, лично. Провозвестник! Это надо же додуматься. Но не будем сейчас об авторстве конкретного постинга.
Помнится, я лично последний раз видел этот «Ахыр Заман» на «НабатеРБ» где-то в сентябре 2012 г. и сразу просто оставил в комментах ссылку на свое, альтернативное авторскому видение некоторых поставленных в статье вопросов. Ничего нового я в ней не обнаружил – это были те самые мемы, за которые его и посадили ранее. Даже название такое же вроде бы мелькало где-то в самом начале 2011, ДО приговора и отправки «заслуженного экстремиста Республики Башкортостан» на зону в Хакассию.
Приговор был жесток и явно неадекватен: на фоне того, что провокаторы, создававшие под мощной крышей целый экстремистский сайт «Уфимская губерния», ежедневно шокирующими дозами распространявший подоночную башкирофобию и русофобию, отделались условными сроками. Попиарились. Впрочем, в данном конкретном деле я под конец был не против такого исхода: пусть их, клоунам – клоуново. Да что там Дильмухаметов, за совершенно безумные постинги, над которыми смеялась вся блогосфера Челябинска, местных городских сумасшедших осудили на реальные сроки в 4, 3 и 2 года (группа Камалова, Халафова, Дятловой и Фаизовой).
При обычном раскладе в голову не пришло бы обращать внимания, что они - башкиры. Просто считаю, что в таком деле строго противопоказаны двойные стандарты: сажать – так всех, миловать, давая условный – так всем. Иначе создается стойкое ощущение дискриминации уже по национальному признаку – когда за одно и тоже одних сажают, других вытаскивают и мягко журят. А такого впечатления нельзя создавать ни в коем случае, это прямой путь к расколу в сфере, где много тонкого и необратимого – межнациональных отношений.
282 «русская» статья в Башкирии и сопредельных территориях давно стала «башкирской». А это – безумие уже со стороны власти. Башкиры никогда, за всю свою бурную историю (пожалуй, за исключением периода конца XIX - нач. XX вв., который закончился тремя революциями, гражданской войной и крахом государства) не встречались с ощутимой дискриминацией. Ощущали себя свободным народом на свободной земле, даже когда основной державообразующий народ себя таковым не ощущал. Это – основа их национального самосознания.
Теперь, что, получается, встретились, на родной земле? Да еще по политическим мотивам, связанным национальным и религиозным вопросом?
НОУ ХАУ
Но все же прошлый приговор Дильмухаметову не был пожизненным. Шесть лет реального срока, потом ВС РБ сократил до трех. Теперь же получается, что за одно и то же А.Д.а можно запихивать в тюрьму вечно: накатал человек за буйные годы перестройки и своего 20-летнего страстного противостояния М.Г.Рахимову много что (не будем сейчас разбирать, что именно из этого богатства ему приписывают зря), получил за это три судимости и реальный срок. За все это под конец исправно и отсидел.
А по этому юридическому ноу-хау перед каждыми новыми выборами (президента, курултая и т.д., у нас их много, демократия же) можно выдергивать из этого наследия по главе или фразе и за них его заново сажать. Понравилось, видимо.
Это все равно, как если бы отмотал человек срок, скажем, за драку – полностью, без претензий. Но потом его будут привлекать за каждое сломанное ребро, каждый синяк отдельно. По сроку. А потом за умысел – отдельно, и оскорбление личности – тоже. За каждую фразу.
С точки зрения здравого смысла новое «дело Дильмухаметова» мне не понять. Своей партии, организации у него нет, и не было уже давно. Ни на одну провокацию не повелся, в предвыборных видеоскандалах и вываливании друг друга в компромате не замечен. (Это все после срока, имею в виду).
Никаким исламским авторитетом означенная статья, вне зависимости, принадлежит она Дильмухаметову или нет, не обладает. В умме Башкортостана, официальной и неофициальной, давно и прочно совершенно другие авторитеты.
Моральный авторитет в среде башкирской общественности у него – да, есть, особенно после отсидки. И будет расти от преследований. Но как он его использовал? Вся его деятельность свелась к нескольким умеренным, трезвым заявлениям, высмеивании истерик особо крикливых и/или инфантильных баш.националистов, попыткам собрать кружок башкирских интеллектуалов и рассказам о своей отсидке.
Но из него упорно делают мученика. Вот зачем пиарят тот же «Ахыр Заман»? Ведь его запрет через два года после публикации в Сети в эпоху Интернета – это смешно. Кто бы о нем вспомнил, если бы не суд и изумительный скандал с «экстремистскими» цитатами из Корана?
РАЗБОР
Более того, вспомнить – но спокойно, - и теперь, после демонстрации по закону пределов допустимого, - обсудить уже на чисто идейном поле эти его концепции, считаю, наоборот, необходимо: в чем их ошибки, в чем правота. Иначе вся борьба с этими агрессивными мемами бессмысленна и сводится к мелочной, хоть и жестокой мести подозреваемым – а рукописи-то не горят.
Обсуждать полезно уже потому, что при всей своей эпатажности, Дильмухаметов почти единственный, кто дал в связной, хоть и радикальной форме подробную и искреннюю концепцию современного башкирского радикал-национализма. Этот национализм, вопреки распространенному и глупому интеллигентскому стереотипу, успешно давили при Рахимове. Дильмухаметов описал и своей судьбой показал – как именно давили: эффективно, хоть и противно. Но не идейно, а организационно.
И сейчас, напротив, этот национализм недаром усиленно надувают – в том числе вот такими провокационными делами, злобно провоцируя башкир уже как народ: что заметят, что стерпят? Вот и нужно без эмоций понять: зачем.
Не разобрав все возможные концепции сами, именно на идейном поле, ни башкиры, ни Башкортостан (именно как субъект РФ) не смогут осознанно двигаться дальше: и в этом публицистка Дильмухаметова, повторюсь, подспорье. Пусть кроме официально запрещенных опусов: кому надо, тот найдет то же самое вне подсудного списка, - там все примерно в одном, перестроечном, духе. Тупое, скандальное (аят Корана как экстремистский материал!) и несправедливое преследование ни от кого не скрывающегося автора ныне ведет только к эффекту, обратному заявленному, это же очевидно.
Но власть не должна брать на себя роль коллективного Гапона! Когда царская спецслужба подобной деятельностью занялась, она превратилась из контрразведки и власти в режим и охранку. И известно, чем закончила.
ПОЯСНЮ СВОЮ ПОЗИЦИЮ
Я являлся, пожалуй, главным оппонентом Дильмухаметова, кто изложил свои доводы более или менее внятно и развернуто. http://revinform.livejournal.com/57997.html и
http://revinform.livejournal.com/58180.html
Элементы радикализма и русофобии в дильмухаметовской публицистике, типичные для мэйнстрима безумных 90-х, всего этого эпатажа в духе Андрея Буровского и Виктора Суворова несли, считаю, вред нашему обществу и не должны быть в нем терпимы. Правда, тогда, в 2007 году, я еще не ориентировался в башкирском движении, только начав его изучать, и придавал влиянию АДа большее значение, чем оно было на деле, отсюда такой фельетонный запал. Позже составил суждение, более близкое к реальной обстановке, чем и делился http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/107-gebilizaciya.html.
Игрушечная оппозиция РБ разноголосо копошилась за его спиной, прикрываясь им, и с писком отбегая от него, когда наступал момент ответственности. В самом башкирском движении Дильмухаметов был давно одинок, тогда еще заметные Курултай башкир и СБМ его травили как «врага народа». Но концептуальных, нормальных доводов против него – не было, все больше на приказах да инстинктах. За пределами означенного движения – тем более: не считать же ответом нервные выкрики Некрасовой/Нургалеевой об ужасах шариатского побивания женщин камнями, за которое типа ратует Дильмухаметов и прочие глупости. Как публицист, Дильмухаметов реально переигрывал всех своих коллег, профессиональных «оппозиционеров режиму».
Но суть сейчас в ином. Возможно, что в формулировках и применении 282 статьи есть немало не совершенного. Как и в любой области нашей нынешней жизни, кризис-то - системный. Но противником этой статьи УК РФ не являюсь. Потому, что само наказание за разжигание межнациональной розни, за пропаганду - должно быть обязательно!
В информационную эпоху, после катастройки, оранжевых революций и арабской весны это же очевидно. Слово всегда было оружием, а теперь это еще зачастую и подлая политтехнология, поставленная на поток. Манипуляция сознанием масс, часто – с катастрофическим, иногда кровавым исходом. Пресекать такое нужно, жестко, в зародыше.
Помнится, был у меня спор на эту тему лично с Дильмухаметовым.
- А.Т., - говорит, - но ведь наезжая на «Уфагубъ», ты и на меня наезжаешь. На башкирского националиста. - Конечно, - отвечаю. Я-то не сторонник национализма, а во многих случаях – его принципиальный противник. И за такие вещи, как у тебя, тоже нужно наказывать, это мое твердое убеждение. Другое дело, что – да, тебя-то скорее всего посадят по полной, а этих «помойных» - оставят пиариться, – но это уже другой вопрос: ты настоящий диссидент, а они подкураторные, с «крышей».
Как и тот факт, что сам Дильмухаметов проявил себя как человек порядочный, а уфагубцы – в основном наоборот.
И не буду возмущаться вслед за адвокатом жесткой формой обысков: как на прошлой неделе у Дильмухаметова перевернули всю квартиру, выпроводили из комнаты спавших детей и т.д. Хотя это для его семьи шок, конечно – он полгода жил тихой мирной жизнью, а после закрытия своего Интернет-цикла самодеятельных политологических видео-лекций "ВзгляАД" вообще ни в одной новости или даже перебранке в Сети не фигурировал. Вообще, на жалость давить здесь не только бессмысленно, но и оскорбительно для самого Дильмухаметова: он сам выбрал для себя беспокойную жизнь и гордится этим выбором. Другое дело, кому эта нечаевщина нужна. Жесткость при борьбе с экстремизмом – понятна. Но здесь-то уже не борьба, а какая-то мелочно-мстительная комедия, если бы она не ломала реальные судьбы людей.
Я исхожу из чистой прагматики. Повторяю, за свою бурную жизнь Дильмухаметов едва ли не первые полгода просидел спокойно. В том то и дело, что он отошел от политической деятельности, посвятив себя семье, у человека явно шел процесс сложного переосмысления, разочарований, размышлений, он давно не пламенный юноша.
Как, впрочем, и у башкирского движения в целом: оно замолчало, запустив сложный процесс рефлексии, переоценок, пересборки заново. Презрительно не реагируя на назойливые оскорбления и провокации башкирофобов и предоставив кривляться, выявляя себя, погорелым да новоиспеченным псевдо-лидерам. Чтобы возродиться настоящим, а не игрушечным. Разумным и осмотрительным, а не живущим чужим умом.
И в интересах всего государства и общества, чтобы оно стало именно таким – но для этого нужно не запускать, а пресекать штампование мучеников.
Ведь Дильмухаметов-то за радикализм уже наказан и чист перед законом! И теперь такой фарс, когда одного человека назначают дежурным экстремистом по Башкортостану, вечной посадкой которого можно отчитаться о работе – очень вреден. Именно для общественно-политической атмосферы в Башкирии. Он убеждает в мелочной мстительности, несправедливости, слепоте и бессмысленной жестокости власти. А сейчас не то время, когда государство может себе это позволить! Нельзя создавать образ мученика и стойкий, крайне опасный стереотип дискриминации башкир в собственной республике. Мы всегда боролись против попыток башкирских националистов внедрить этот лживый мем в головы башкир, и не хотелось бы увидеть воплощение его в реальность. И тяжелые для всех последствия такого воплощения.
Азат Бердин, специально для сайта «РБ –XXI век»
РБ -XXI век
Комментариев нет
Отправить комментарий