среда, 24 июля 2013 г.

Заслуженный экстремист Республики Башкортостан


Дежурный экстремист Республики Башкортостан

СУДЕБНЫЙ СЕЗОН АЙРАТА ДИЛЬМУХАМЕТОВА

19 июля 2013 г. состоялось судебное заседание, посвященное избранию меры пресечения подозреваемому по делу «Ахыр Заман» Айрату Дильмухаметову. Айрат Дильмухаметов арестован и доставлен в суд под конвоем УФСБ по РБ. Приняты все меры предосторожности, окружающие строго предупреждаются конвоем о недопустимости каких либо фото- и видеосъемок и личной ответственности за таковые. Следствием ведется опрос свидетелей.


В рамках следственных мероприятий произведены обыски у семьи А.А.Дильмухаметова, а также у известного эпатажного блогера и лидера движения «За МСУ» Роберта Загреева, адвоката В.Лебединцева и его родителей, изъяты ноутбуки и жесткие диски. Впрочем, это обыкновенно для процессов по экстремистским статьям. Сам Роберт Загреев на момент обыска находился в Москве.
На заседании присутствовали, помимо адвоката, родные и близкие Айрата Дильмухаметова (мама, жена, дети), правозащитница Альмира Жукова, известные башкирские общественники Рафик Дусалиев и Рамиля Саитова.

Обвинение упорно настаивало на заключении Айрата Дильмухаметова под стражу, защита – на подписке о невыезде. Суд принял решение избрать мерой пресечения домашний арест по месту жительства на срок до 2 месяцев.

Напомним, Управлением ФСБ РФ по РБ возбуждено уголовное дело по статье 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, главным подозреваемым по которому объявлен Айрат Дильмухаметов. Основанием для процесса служит размещение под псевдонимом «Айрат Дин-Ислам Дильмухаметов» статьи «Ахыр Заман» на странице ЖЖ «Набат РБ». Постановлением Кировского райсуда эта статья внесена в список экстремистских материалов. Верховный суд РБ оставил в силе приговор Кировского райсуда Уфы о признании данной статьи экстремистской, несмотря на сопровождавший данный вердикт громкий скандал: экспертиза, на основании которой был вынесен данный приговор, умудрилась причислить к экстремистским высказываниям… цитаты из Корана.

О КОНФУЗЕ С ЦИТАТАМИ

Я не упоминал бы о данном скандале, но на днях его вспомнил сам Председатель Верховного Суда РБ Михаил Тарасенко: «Что касается экстремизма, то судья признал экстремистской трактовку Корана, а не саму Книгу и ее положения». Ответ, конечно, квалифицированный – а что он еще мог сказать? Заключение эксперта отменили, а приговор на основе данного заключения оставили как есть. Что ж, пусть так, суров закон, но он закон.
Но даже в этом случае нельзя судить человека за деятельность, за которую уже осудили ранее. А по сути, ныне так и происходит.

Приходилось слышать оправдание органов: автор цитату не закавычил, поэтому лингвист и признала ее экстремистской. Оправдание, граждане, как говорится, за гранью добра и зла. Эксперт, неспособный сходу увидеть известный аят из Корана в тексте, подозреваемом на предмет РЕЛИГИОЗНОГО экстремизма, совершенно неважно, в кавычках он или без оных, вообще не должен привлекаться к делу, разве что на вспомогательных ролях. Вот и результат – ляп и скандал на весь мир. И ведь это не по заявлению запуганного СМИ пенсионера процесс, это дело УФСБ по РБ! Докатились мы, вот что я вам скажу.

Во-первых, это свидетельствует о «ценности» самого обвинения, что именно оно считает экстремистским. Во-вторых и главных, лингвиста положено привлекать при оценке, скажем, суждений подозреваемых в оскорблении личности. (Хотя и здесь их уровень часто не блестящ). В более сложных случаях компетенции лингвиста недостаточно. Экспертиза «исламского экстремизма» без религиоведов или, как минимум, культурологов, просто некомпетентна по определению. Говорю как работник института, регулярно привлекающегося к подобной экспертизе. И как человек, состоящий в экспертном совете по мониторингу и нейтрализации религиозных конфликтов, добавлю: в республике действительно много поводов изучать религиозную конфликтность со всей серьезностью, а не имитировать борьбу вечными посадками «заслуженного экстремиста Республики Башкортостан».

Который превращается уже в дежурного экстремиста означенной Республики. Которым можно отчитываться: удобно и безопасно. А ведь есть реальные опасности и просто непочатый край работы.

ГЛАВНОЕ

Теперь напомним главное. Согласно заключению той же судебной лингвистической экспертизы, в публикации присутствуют высказывания, формирующие у читателей признание идеологии и практики терроризма правильными и нуждающимися в поддержке, статья содержит призывы к насильственному изменению конституционного строя страны путем массовых беспорядков и актов вандализма по мотивам идеологической, религиозной ненависти и вражды.

За все подобное, за публицистику с найденными судом элементами экстремизма А.А.Дильмухаметов уже осужден и ОТБЫЛ СВОЙ СРОК ПОЛНОСТЬЮ. Обвиняют, в сущности, за перепост того, что было написано давно, и за что человек уже ДАВНО и неадекватно жестко НАКАЗАН и теперь чист перед законом. Причем за перепост на сайте, известном именно тем, что вывешивает авторские и самые разные материалы, ни у кого не спрашивая на то разрешения. В ЖЖшке, где отношение к Дильмухаметову несколько странное, как к классикам марксизма-ленинизма в БАССР: подписанные его именем тексты приводятся к месту и не к месту. Не говорю уже о диком эпатаже типа величания Пророком и Провозвестником МСУ. Дильмухаметов мнения о себе весьма высокого, но человек умный, уравновешенный и с юмором, и уж к такому идиотическому стебу точно непричастен – в этом вопросе на всякий случай я удостоверялся, лично. Провозвестник! Это надо же додуматься. Но не будем сейчас об авторстве конкретного постинга.

Помнится, я лично последний раз видел этот «Ахыр Заман» на «НабатеРБ» где-то в сентябре 2012 г. и сразу просто оставил в комментах ссылку на свое, альтернативное авторскому видение некоторых поставленных в статье вопросов. Ничего нового я в ней не обнаружил – это были те самые мемы, за которые его и посадили ранее. Даже название такое же вроде бы мелькало где-то в самом начале 2011, ДО приговора и отправки «заслуженного экстремиста Республики Башкортостан» на зону в Хакассию.

Приговор был жесток и явно неадекватен: на фоне того, что провокаторы, создававшие под мощной крышей целый экстремистский сайт «Уфимская губерния», ежедневно шокирующими дозами распространявший подоночную башкирофобию и русофобию, отделались условными сроками. Попиарились. Впрочем, в данном конкретном деле я под конец был не против такого исхода: пусть их, клоунам – клоуново. Да что там Дильмухаметов, за совершенно безумные постинги, над которыми смеялась вся блогосфера Челябинска, местных городских сумасшедших осудили на реальные сроки в 4, 3 и 2 года (группа Камалова, Халафова, Дятловой и Фаизовой).

При обычном раскладе в голову не пришло бы обращать внимания, что они - башкиры. Просто считаю, что в таком деле строго противопоказаны двойные стандарты: сажать – так всех, миловать, давая условный – так всем. Иначе создается стойкое ощущение дискриминации уже по национальному признаку – когда за одно и тоже одних сажают, других вытаскивают и мягко журят. А такого впечатления нельзя создавать ни в коем случае, это прямой путь к расколу в сфере, где много тонкого и необратимого – межнациональных отношений.

282 «русская» статья в Башкирии и сопредельных территориях давно стала «башкирской». А это – безумие уже со стороны власти. Башкиры никогда, за всю свою бурную историю (пожалуй, за исключением периода конца XIX - нач. XX вв., который закончился тремя революциями, гражданской войной и крахом государства) не встречались с ощутимой дискриминацией. Ощущали себя свободным народом на свободной земле, даже когда основной державообразующий народ себя таковым не ощущал. Это – основа их национального самосознания.

Теперь, что, получается, встретились, на родной земле? Да еще по политическим мотивам, связанным национальным и религиозным вопросом?

НОУ ХАУ

Но все же прошлый приговор Дильмухаметову не был пожизненным. Шесть лет реального срока, потом ВС РБ сократил до трех. Теперь же получается, что за одно и то же А.Д.а можно запихивать в тюрьму вечно: накатал человек за буйные годы перестройки и своего 20-летнего страстного противостояния М.Г.Рахимову много что (не будем сейчас разбирать, что именно из этого богатства ему приписывают зря), получил за это три судимости и реальный срок. За все это под конец исправно и отсидел.

А по этому юридическому ноу-хау перед каждыми новыми выборами (президента, курултая и т.д., у нас их много, демократия же) можно выдергивать из этого наследия по главе или фразе и за них его заново сажать. Понравилось, видимо.

Это все равно, как если бы отмотал человек срок, скажем, за драку – полностью, без претензий. Но потом его будут привлекать за каждое сломанное ребро, каждый синяк отдельно. По сроку. А потом за умысел – отдельно, и оскорбление личности – тоже. За каждую фразу.

С точки зрения здравого смысла новое «дело Дильмухаметова» мне не понять. Своей партии, организации у него нет, и не было уже давно. Ни на одну провокацию не повелся, в предвыборных видеоскандалах и вываливании друг друга в компромате не замечен. (Это все после срока, имею в виду).

Никаким исламским авторитетом означенная статья, вне зависимости, принадлежит она Дильмухаметову или нет, не обладает. В умме Башкортостана, официальной и неофициальной, давно и прочно совершенно другие авторитеты.

Моральный авторитет в среде башкирской общественности у него – да, есть, особенно после отсидки. И будет расти от преследований. Но как он его использовал? Вся его деятельность свелась к нескольким умеренным, трезвым заявлениям, высмеивании истерик особо крикливых и/или инфантильных баш.националистов, попыткам собрать кружок башкирских интеллектуалов и рассказам о своей отсидке.

Но из него упорно делают мученика. Вот зачем пиарят тот же «Ахыр Заман»? Ведь его запрет через два года после публикации в Сети в эпоху Интернета – это смешно. Кто бы о нем вспомнил, если бы не суд и изумительный скандал с «экстремистскими» цитатами из Корана?

РАЗБОР

Более того, вспомнить – но спокойно, - и теперь, после демонстрации по закону пределов допустимого, - обсудить уже на чисто идейном поле эти его концепции, считаю, наоборот, необходимо: в чем их ошибки, в чем правота. Иначе вся борьба с этими агрессивными мемами бессмысленна и сводится к мелочной, хоть и жестокой мести подозреваемым – а рукописи-то не горят.

Обсуждать полезно уже потому, что при всей своей эпатажности, Дильмухаметов почти единственный, кто дал в связной, хоть и радикальной форме подробную и искреннюю концепцию современного башкирского радикал-национализма. Этот национализм, вопреки распространенному и глупому интеллигентскому стереотипу, успешно давили при Рахимове. Дильмухаметов описал и своей судьбой показал – как именно давили: эффективно, хоть и противно. Но не идейно, а организационно.

И сейчас, напротив, этот национализм недаром усиленно надувают – в том числе вот такими провокационными делами, злобно провоцируя башкир уже как народ: что заметят, что стерпят? Вот и нужно без эмоций понять: зачем.

Не разобрав все возможные концепции сами, именно на идейном поле, ни башкиры, ни Башкортостан (именно как субъект РФ) не смогут осознанно двигаться дальше: и в этом публицистка Дильмухаметова, повторюсь, подспорье. Пусть кроме официально запрещенных опусов: кому надо, тот найдет то же самое вне подсудного списка, - там все примерно в одном, перестроечном, духе. Тупое, скандальное (аят Корана как экстремистский материал!) и несправедливое преследование ни от кого не скрывающегося автора ныне ведет только к эффекту, обратному заявленному, это же очевидно.

Но власть не должна брать на себя роль коллективного Гапона! Когда царская спецслужба подобной деятельностью занялась, она превратилась из контрразведки и власти в режим и охранку. И известно, чем закончила.

ПОЯСНЮ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Я являлся, пожалуй, главным оппонентом Дильмухаметова, кто изложил свои доводы более или менее внятно и развернуто. http://revinform.livejournal.com/57997.html и
http://revinform.livejournal.com/58180.html

Элементы радикализма и русофобии в дильмухаметовской публицистике, типичные для мэйнстрима безумных 90-х, всего этого эпатажа в духе Андрея Буровского и Виктора Суворова несли, считаю, вред нашему обществу и не должны быть в нем терпимы. Правда, тогда, в 2007 году, я еще не ориентировался в башкирском движении, только начав его изучать, и придавал влиянию АДа большее значение, чем оно было на деле, отсюда такой фельетонный запал. Позже составил суждение, более близкое к реальной обстановке, чем и делился http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/107-gebilizaciya.html.

Игрушечная оппозиция РБ разноголосо копошилась за его спиной, прикрываясь им, и с писком отбегая от него, когда наступал момент ответственности. В самом башкирском движении Дильмухаметов был давно одинок, тогда еще заметные Курултай башкир и СБМ его травили как «врага народа». Но концептуальных, нормальных доводов против него – не было, все больше на приказах да инстинктах. За пределами означенного движения – тем более: не считать же ответом нервные выкрики Некрасовой/Нургалеевой об ужасах шариатского побивания женщин камнями, за которое типа ратует Дильмухаметов и прочие глупости. Как публицист, Дильмухаметов реально переигрывал всех своих коллег, профессиональных «оппозиционеров режиму».

Но суть сейчас в ином. Возможно, что в формулировках и применении 282 статьи есть немало не совершенного. Как и в любой области нашей нынешней жизни, кризис-то - системный. Но противником этой статьи УК РФ не являюсь. Потому, что само наказание за разжигание межнациональной розни, за пропаганду - должно быть обязательно!

В информационную эпоху, после катастройки, оранжевых революций и арабской весны это же очевидно. Слово всегда было оружием, а теперь это еще зачастую и подлая политтехнология, поставленная на поток. Манипуляция сознанием масс, часто – с катастрофическим, иногда кровавым исходом. Пресекать такое нужно, жестко, в зародыше.

Помнится, был у меня спор на эту тему лично с Дильмухаметовым.
- А.Т., - говорит, - но ведь наезжая на «Уфагубъ», ты и на меня наезжаешь. На башкирского националиста. - Конечно, - отвечаю. Я-то не сторонник национализма, а во многих случаях – его принципиальный противник. И за такие вещи, как у тебя, тоже нужно наказывать, это мое твердое убеждение. Другое дело, что – да, тебя-то скорее всего посадят по полной, а этих «помойных» - оставят пиариться, – но это уже другой вопрос: ты настоящий диссидент, а они подкураторные, с «крышей».
Как и тот факт, что сам Дильмухаметов проявил себя как человек порядочный, а уфагубцы – в основном наоборот.

И не буду возмущаться вслед за адвокатом жесткой формой обысков: как на прошлой неделе у Дильмухаметова перевернули всю квартиру, выпроводили из комнаты спавших детей и т.д. Хотя это для его семьи шок, конечно – он полгода жил тихой мирной жизнью, а после закрытия своего Интернет-цикла самодеятельных политологических видео-лекций "ВзгляАД" вообще ни в одной новости или даже перебранке в Сети не фигурировал. Вообще, на жалость давить здесь не только бессмысленно, но и оскорбительно для самого Дильмухаметова: он сам выбрал для себя беспокойную жизнь и гордится этим выбором. Другое дело, кому эта нечаевщина нужна. Жесткость при борьбе с экстремизмом – понятна. Но здесь-то уже не борьба, а какая-то мелочно-мстительная комедия, если бы она не ломала реальные судьбы людей.

Я исхожу из чистой прагматики. Повторяю, за свою бурную жизнь Дильмухаметов едва ли не первые полгода просидел спокойно. В том то и дело, что он отошел от политической деятельности, посвятив себя семье, у человека явно шел процесс сложного переосмысления, разочарований, размышлений, он давно не пламенный юноша.

Как, впрочем, и у башкирского движения в целом: оно замолчало, запустив сложный процесс рефлексии, переоценок, пересборки заново. Презрительно не реагируя на назойливые оскорбления и провокации башкирофобов и предоставив кривляться, выявляя себя, погорелым да новоиспеченным псевдо-лидерам. Чтобы возродиться настоящим, а не игрушечным. Разумным и осмотрительным, а не живущим чужим умом.

И в интересах всего государства и общества, чтобы оно стало именно таким – но для этого нужно не запускать, а пресекать штампование мучеников.

Ведь Дильмухаметов-то за радикализм уже наказан и чист перед законом! И теперь такой фарс, когда одного человека назначают дежурным экстремистом по Башкортостану, вечной посадкой которого можно отчитаться о работе – очень вреден. Именно для общественно-политической атмосферы в Башкирии. Он убеждает в мелочной мстительности, несправедливости, слепоте и бессмысленной жестокости власти. А сейчас не то время, когда государство может себе это позволить! Нельзя создавать образ мученика и стойкий, крайне опасный стереотип дискриминации башкир в собственной республике. Мы всегда боролись против попыток башкирских националистов внедрить этот лживый мем в головы башкир, и не хотелось бы увидеть воплощение его в реальность. И тяжелые для всех последствия такого воплощения.

Азат Бердин, специально для сайта «РБ –XXI век»
РБ -XXI век 

Комментариев нет

Отправить комментарий