среда, 24 июля 2013 г.

Кормушка для страховщиков: Автогражданская безответственность. Почему страховые компании не спешат с выплатами?

Когда в России вводили обязательное автострахование, то лоббисты, а это были, прежде всего, страховые компании, очень торопились и убеждали россиян, что постепенно механизм отладится, и водители только выиграют. Времени прошло достаточно, но особых восторгов от участников дорожного движения не слышно. Не радует водителей и КАСКО, которое рекламируется чуть ли ни как панацея от всех проблем. Лучше всего об этом могут рассказать те, кто хоть раз становился участником так называемых «страховых случаев».

«Зеркал в машине три, а глаз у меня всего два»

- Я больше двадцати лет за рулем, - рассказывает Александр Исаев. – Вожу машину очень аккуратно, соблюдаю все правила. У меня и штрафов то за последние лет пять не было ни одного. Но в апреле прошлого года, заезжая вечером в свой гаражный комплекс, что на улице 50 лет СССР, оказался «заперт» двумя автомобилями. Впереди маневрировал джип, а сзади уже подпирала «Газель». Из передней машины меня явно не видели. Несмотря на то, что я подавал звуковой сигнал и моргал фарами, джип ударил мое авто. Я выскочил из машины. А из джипа обреченно вылезла худенькая девушка, похожая на подростка.
- Ты что, не видишь куда едешь?
- Не вижу. Глаз то у меня всего два, а зеркала целых три. Вот и не углядела. Я больше так не буду.
И разревелась… Конечно, злость у меня сразу прошла. Но делать нечего – нужно вызывать ДПС. Инспектор приехал почти сразу - минут через двадцать. София, так звали девушка, заявила, что в ДТП виновата она, призналась, что не видела мою машину. Оформили, как положено схему, проехали в полк.
А пока ждали своей очереди в кабинет, довелось пообщаться с другими водителями, попавшими в такие же истории. Речь естественно зашла об ОСАГО. Из разговоров я понял, что со страховкой не всё так просто. Страховщики, оказывается, ни в какую не хотят полностью возмещать ущерб.
- Но я же не виноват в аварии и машина у меня новая, ещё на гарантии, - бодро сказал я, вызвав дружный смех собеседников.
- Ты ещё находишься по кабинетам и пооббиваешь пороги, - пообещали мне.
- А что делать?
- Сразу обращайся в специализированную юридическую фирму. Пусть они ходят и судятся с твоей страховой компанией. И нервы, и время сэкономишь.
Тут же кто-то дал телефонный номер – народ в нашей очереди подобрался бывалый. Утром созвонился, подъехал в офис, привез документы.
Феликс Фанисович, так звали директора, сразу предупредил, что дело это нескорое. Но деваться было некуда. Тем более, что машина была не моя, а принадлежала организации, где я работал. Заключили договор, провели независимую оценку стоимости ремонта. Приглашали телеграммой на эту экспертизу представителей страховой компании. Но никто не приехал.
Потом я отправился к своему дилеру в «Тойота-центр», где сделали ремонт и выдали соответствующие документы.
Когда дело дошло до выплат по страховому случаю, добровольно страховая компания согласилась выплатить только чуть больше половины затрат на ремонт и запчасти. Отказалась она оплачивать и утрату товарной стоимости автомобиля.
Юристы подали в суд. Страховщики умело тянули время, требовали какие-то новые бумаги, ставили под сомнение все наши документы и доводы и, в частности, засомневались в моей невиновности, для чего вызвали в суд Софию. Но девушка вновь повторила, что именно она виновата в аварии. Потом у противоположной стороны возникли сомнения в необходимости установки на машину оригинальной тойотовской фары за 8 960 рублей и заявили, что вполне был бы достаточен китайский вариант стоимостью около 1000 рублей, на котором даже не предусмотрен гидрокорректор. В довершении всего представители страховой компании засомневались в обоснованности калькуляции ремонта у официального дилера. И тут не выдержала даже судья, которая предупредила, что на следующее заседание может вызвать представителей «Тойота-центра»: «Им вы и укажите, какие запчасти нужно ставить на свои машины и сколько должна стоить их работа». После этих слов страховщики сникли и заявили о готовности выплатить всю сумму иска.
От момента ДТП до получения денег от страховой компании прошло полгода. Говорят, что мне еще повезло – быстро отделался.

«Повреждения машине нанесены хозяином»

- Я живу в Сипайлово, - делится своей историей Ильшат Маликов. - Год назад приобрел новый «Форд Фокус». Застраховал его по полной программе – и ОСАГО и КАСКО.
В сентябре прошлого года ночью в машине сработала сигнализация. Выглянул в окно – возле машины никого. А утром обнаружил треснутое лобовое стекло и порезанный в нескольких местах резиновый уплотнитель. Вызвал полицию.
- Второй случай за неделю, – сказал полицейский. – Хотели снять стекло, чтобы проникнуть в машину.
Получив необходимые в полиции документы, отправился в страховую компанию. Поскольку в Уфе было только представительство этой структуры, основной целью которого было, как я понял реализация страховых полюсов, то все документы отправили в Москву. Долго ждал ответа, регулярно звонил. Сначала отвечали, потом и отвечать перестали. Приехал в офис, а там совсем другая организация и никакого объявления. Неделю-другую разыскивал скрывшихся страховщиков, пока, не нашел в другом конце города. Снова несколько раз звонил и приезжал. Наконец, из Москвы пришел ответ – в выплате отказать, так как трещина, по мнению москвичей, образовалась без видимого внешнего воздействия и, скорее всего, возникла это из-за сильного перепада температур. Это в сентябре-то! Резиновый уплотнитель, по мнению страховой компании, возможно, я сам и порезал. В общем, мой случай – не страховой. А ведь у меня на руках были все документы из полиции, где четко сказано, что моей вины в произошедшем нет. Кстати трещина на стекле располагалась на уровне глаз, а, значит, я техосмотр точно не прошел бы. И пришлось мне обратиться в специализированную юридическую фирму, за защитой своих прав как застрахованного лица. И все началось сначала. А что оставалось делать: ремонт мне вышел в копеечку, а я еще по кредиту за машину не рассчитался. Жаль, что столько времени потеряно впустую: не нужно было надеяться на добрую волю и совестливость страховщиков.

«А деньги отдадим потом»

- Несколько месяцев назад я продал свою «Ладу Приору» и расторг договор КАСКО, - заметно волнуясь, рассказывает житель столицы Башкирии Фарид Салихов. – Оформил, как положено, расторжение договора. В страховой компании мне вручили пластиковую карточку и сказали, что через 15 дней на нее «упадут» деньги. Но в конце пятнадцатого дня мне позвонил очень вежливый сотрудник и сообщил, что свои деньгу я смогу получить, только предоставив ксерокопию паспорта. Сделал копию, отнес. Стал ждать. Через десять дней этот же сотрудник снова мне позвонил и посетовал на то, что одна цифра в номере паспорта «затерта» и мне необходимо предоставить новую ксерокопию. Но я-то отдавал отличную копию и прекрасно это помню. Тут я понял, что меня водят за нос. Кредитные ресурсы сейчас не дешевы, а здесь можно бесплатно пользоваться чужими деньгами сколько угодно.
Посоветовавшись с юристом, сделал новую ксерокопию паспорта и подготовил акт приемки-передачи документов, где в частности было сказано, что я передал страховщикам хорошо читаемую копию. Однако менеджер страховой компании подписать такой акт отказался, сославшись на свой регламент. Тогда я, по совету того же юриста, передал ксерокопию паспорта в присутствии двух свидетелей, а директору страховой компании направил заказное письмо-претензию с уведомлением о вручении, где предупредил, что в случае продолжения такого рода «фокусов», буду вынужден обратиться в прокуратуру. Прошло еще десять дней. Денег до сих пор нет. Подожду еще с недельку и подам обещанное заявление правоохранителям.
Со времени введения ОСАГО страховые компании сетуют на убыточность ОСАГО. Между тем, по данным агентства РБК в 2012 году на выплаты было направлено только 60% собранных средств - отличная рентабельность бизнеса! Кто-то, конечно, банкротится. Но, как же без этого: какая-никакая конкуренция все же есть. Только получили ли водители того, что им обещали?
- На моей памяти не было ни одного случая, чтобы страховая компания добровольно и полностью возместила ущерб по ОСАГО, - вздыхает Феликс Фанисович. - Приходится добиваться через суд.
Что ж, бизнес - прежде всего. Интерес страховщиков к клиентам пропадает в то же мгновение, как только они получают денежные средства. А когда дело доходит до выплат по страховым случаям, людям приходится долго ходить за своими же деньгами. И не от хорошей жизни появились в России фирмы, оказывающие услуги по защите застрахованных лиц от страховщиков. Не очередной ли российский абсурд мы все получили? Кстати, на стенах офисов страховых компаний, занимающихся автострахованием, часто висят объявления-страшилки, в которых страховщики предостерегают клиентов от обращения в такие организации.

«Полис страхования жизни дается в нагрузку к ОСАГО»

Между тем, по данным СМИ, в 2012 году суды рассмотрели 311 тысяч споров о страховом возмещении и только 1,8% случаях суд отказал автовладельцам в их претензиях к страховым компаниям. А всего в пользу автолюбителей было присуждено в прошлом году 19,2 млрд. рублей.
Тарифы на ОСАГО, между тем, неуклонно растут.
- В 2012 году наша организация заплатила 8618 рублей по страховке, а в этом году уже 10 773 рубля, - возмущается Александр Исаев. - Рост – 25 процентов! Та же машина, те же водители, та же страховая компания. Ничего не изменилось. И при этом ещё страховщикам хватает совести прибедняться!
А в последнее время, как сговорившись, страховые компании навязывают водителям при заключении договора ОСАГО страхование жизни или имущества. Между тем, договор страхования автогражданской ответственности является публичным и отказаться от его заключения страховая компания не может. И тем ни менее, это происходит сплошь и рядом.
- Я купил недавно новую машину у официального дилера, - рассказывает уфимец Антон Малкин. - А когда уже все оформил и внес деньги в кассу за свой автомобиль, при оформлении ОСАГО меня заставили заключить договор страхования жизни. Пришлось согласиться, так как без полюса ОСАГО даже из салона не выедешь. У страховщиков всё продумано и с дилером они видимо сумели сговориться.
Страховые компании напирают на то, что на рынке много случаев мошенничеств. Но как показывают полицейские сводки, очень часто в одной связке с жуликами работают недобросовестные работники страховых компаний, без которых это сегмент преступного «бизнеса» просто не смог бы существовать. Может для начала лучше у себя порядок навести?
То, что со страховым бизнесом в России не все ладно, не говорит только ленивый. Раньше за страховыми компаниями надзирал Росстрахнадзор. Однако, справится с рынком эта служба не смогла и в 2011 году ее присоединили к Федеральной службе по финансовым рынкам – ФСФР. Но и у той государственной структуры дела со страховщиками пошли не очень. Помните, какие скандалы разразились в начале прошлого года с техосмотром, переданным Российскому союзу автостраховщиков. По данным самой ФСФР, четвертая часть всех жалоб, поступающих в центральный аппарат, приходится именно на ОСАГО. То, что и эта служба не справляется со страховым рынком, косвенно подтверждает и само руководство ФСФР.
- На рынке ОСАГО клиенты направляются в суды сразу, минуя страховщиков, - замечает замруководителя регулятора Игорь Жук.
А в июне пленум Верховного суда РФ рекомендовал судам трактовать все досказанности в договоре в пользу страхователя. Как панацею ФСФР предлагает создать «добровольного омбудсмена» для страхового рынка.
Впрочем, сейчас и саму ФСФР упраздняют и передают ее функции Центробанку России. Наведет ли создаваемый финансовый мегарегулятор порядок и создаст ли цивилизованный рынок в этой сфере, покажет время. Слишком большие деньги и слишком много интересов сталкивается при этом.
В связи с вступлением России в ВТО на наш рынок выходят и иностранные страховые компании. Что это принесет рядовым потребителям, пока сказать сложно. И не получится ли так, что вместо внедрения лучших мировых стандартов страхования, иностранные компании быстро переймут отечественные методы общения с автолюбителями?
Евгений КОСТИЦЫН.

Комментариев нет

Отправить комментарий