вторник, 8 октября 2013 г.

Курбаншо под суд! Кроношпан привлечен к суду правозащитниками

Участники Совета аксакалов башкир и правозащитница Альмира Жукова подали иск к ООО «Кроношпан Башкортостан» в Уфимский районный суд о приостановлении строительства производства древесностружечных плит. Напомним, ранее предписание о временном прекращении работ выдал Госстрой республики. Истцы намерены получить уже более весомый  судебный запрет.
Истцы считают, что ООО «Кроношпан Башкортостан» нарушил их экологические права путем реализации объекта экологической экспертизы – производства древесностружечных плит без положительного заключения государственной экологической экспертизы. В обосновании проводят следующие доводы:
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно преамбуле Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Согласно пункту 7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
Государственная экологическая экспертиза возможна лишь при наличии материалов обсуждений с гражданами и общественными объединениями экологических угроз объекта экспертизы.
Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" при подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
При этом федеральный закон "Об охране окружающей среды" (статья 77) допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ). Так, например, осуществление заказчиком хозяйственной и иной деятельности предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (пункт 31 Постановления Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 года №21).
С учетом изложенного, принцип экономии средств судебной защиты требует внимательного отношения к своевременной и правильной оценке воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной деятельности, во избежание причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан и исков в суд о его возмещении.
На сайте Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан размещен Отчет об оценке воздействия объекта на окружающую среду производства древесностружечных плит деревоперерабатывающего комплекса ООО «Кроношпан Башкортостан» (далее – Отчет).
Отчет выполнен ООО «Экопромтех». 
Как указано выше, строительство ООО «Кроношпан Башкортостан» уже начато на территории Уфимского района.
Согласно параграфу 1.2. «Процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду» Отчета, государственная экологическая экспертиза планируемой хозяйственной и иной деятельности не произведена.
Вместе с тем, согласно параграфу 5.2. «Годовые нормативы образования отходов производства и потребления» Отчета, «в процессе производственной деятельности предприятия образуются отходы производства и отходы потребления, всего 52 наименование, в том числе:
I класса опасности − 1 наименование − 0,09 т;
II класса опасности − 3 наименований − 40,497т;
III класса опасности − 9 наименований - 538,765 т;
IV класса опасности − 13 наименований − 32589,83 т;
V класса опасности − 24 наименований − 105 844,19 т;
Общая масса ожидаемого образования отходов предполагается равной 138 972,78 тонн в год».
Согласно Отчету «ООО «Кроношпан-Башкортостан» предполагает заключить договор на сбор и утилизацию опасных отходов с Государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан» ГУП «НИИ БЖД РБ», который имеет лицензию №ЩП-41-002276 на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности с перечнем отходов, который включает, те виды отходов, которые будут образовываться при производстве ДСП. Лицензия ГУП «НИИ БЖД РБ с перечнем видов отходов прилагается (Приложение 10). Договора будут заключаться на стадии строительства объекта и ввода его в эксплуатацию на основе разработанного на тот момент проекта ПНОООЛР. Также планируется сотрудничество с другими организациями, например ООО «Чистый город» и др.
На предприятии не планируется установка и использование установки по обезвреживанию (сжиганию) древесных отходов. Древесные отходы будут сдаваться спец. организациям, имеющим соответствующую лицензию. В технологии производства (в технологической схеме) заложено использование в пылегазовой топочной установке в качестве топлива, наряду с природным газом, пыль от шлифовки древесно-стружечных плит. Проектные решения по технологии производства ДСП с использованием пылегазовой топочной установки прошли Государственную экспертизу. На проект расширения ООО «Кроношпан» (Егорьевск) имеется положительное заключение Государственной экспертизы с учетом использования древесной пыли в технологическом процессе производства ДСП».
Проектная документация ООО «Кроношпан Башкортостан» является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пункту 7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
Согласно Отчету ГУП «НИИ БЖД РБ» имеет лицензию на размещение и обезвреживание отходов I - IV класса опасности, однако не имеет лицензию на размещение и обезвреживание отходов V класса опасности.
Между тем, в ООО «Кроношпан Башкортостан» будет образовывать 24 наименования отходов производства и потребления V класса опасности в количестве более 105 тонн в год (параграф 5.2. Отчета).
При этом 21 наименование отходов IV-V класса опасности ООО «Кроношпан Башкортостан» не планирует передавать сторонним организациям на размещение и обезвреживание. 
Предприятие планирует самостоятельно размещать и обезвреживать эти опасные отходы (таблица 2.11 параграфа 5.2. Отчета).
ООО «Кроношпан Башкортостан» планирует самостоятельно размещать пыль от шлифовки древесно-стружечных плит путем сжигания в пылегазовой топочной установке в качестве топлива. Согласно Отчету, проект такого сжигания прошел государственную экспертизу в городе Егорьевске. Однако если такая экспертиза и произведена в Егорьевске, то очевидно не учтено мнение граждан Уфимского района и города Уфы, экологические права которых непосредственно задеваются производством ООО «Кроношпан Башкортостан».
К Отчету не приложены лицензия ГУП «НИИ БЖД РБ» №ЩП-41-002276 ГУП «НИИ БЖД РБ» на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности и приложение к ней с перечнем отходов, который включает те виды отходов, которые будут образовываться при производстве ООО «Кроношпан Башкортостан».
Вместо лицензии к Отчету приложено Письмо ФГБУ «КАМУРАЛРЫБВОД» с характеристикой р. Шакша (Приложение №10).
При этом сама лицензия по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданная ГУП «НИИ БЖД РБ», также является объектом государственной экологической экспертизы, в части материалов ее обоснования (п.4 ст.11, п.3 ст.12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Однако на официальных сайтах Росприроднадзора по Республике Башкортостан, Минприроды Республики Башкортостан, ГУП «НИИ БЖД РБ» нет заключения государственной экологической экспертизы, произведенной при выдаче лицензии ГУП «НИИ БЖД РБ».
Истцы просят истребовать из ГУП «НИИ БЖД РБ» лицензию №ЩП-41-002276 на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности и приложение к ней с перечнем отходов.
Истцы также просят истребовать из ГУП «НИИ БЖД РБ» заключение государственной экологической экспертизы и материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы, отражающие общественное мнение по вопросам, разрешавшимся при лицензировании.
Таким образом, согласно пункту 7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация ООО «Кроношпан Башкортостан» является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, поскольку связана с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, согласно позиции истцов.
Однако согласно параграфу 1.2. Отчета об оценке воздействия объекта на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза планируемой хозяйственной и иной деятельности не произведена.
Соответственно, не учтено общественное мнение в порядке ч.2 ст.19 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
При этом закон не ограничивает территорию, население которой вправе высказать свое мнение об объекте экспертизы. Такая территория не ограничена муниципальным образованием, в котором планируется к размещению объект экспертизы.
ООО «Кроношпан Башкортостан» планируется к размещению на территории, непосредственно прилегающей к городу Уфе.
Совершенно очевидно, что должно быть учтено также мнение населения города Уфы, а не только Уфимского района, при разрешении вопроса о возможности производства древесностружечных плит деревоперерабатывающего комплекса.
Согласно ст.30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, является реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ч.2 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Истцы просят суд приостановить строительство производства древесностружечных плит деревоперерабатывающего комплекса ООО «Кроношпан Башкортостан» на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до положительного заключения государственной экологической экспертизы

Комментариев нет

Отправить комментарий