(стенограмма)
В последние две недели из всех продуктов самое пристальное внимание обращено на гречку. Согласно данным Росстата, с начала ноября она подорожала на 27,5%. Только за последнюю неделю цены поднялись на 16%. В Башкирии за две недели ноября гречка подорожала на 14%. Похоже, повторяется ситуация 2010 года, когда гречневая крупа поднялась в цене почти на 200%. Вот только тогда причиной была засуха. Сегодня, по словам поставщиков, цены на крупу завышаются искусственно, поскольку в урожае недостатка нет.
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Башкирии по просьбе республиканского минсельхоза проанализировало цены на гречку за последнее время. И главный вопрос, который возник у ведомства – где башкирская гречка, поскольку на полках магазинов, как показал мониторинг, нашей крупы нет. Продаются московская, оренбургская, алтайская, новосибирская, челябинская «Увелка» ценой до 90 рублей за кг. Только в одной торговой сети «Байрам» еще осталась башкирская гречка, поставленная мелеузовской компанией ООО «Лист клена». И это странно, поскольку собран небывалый урожай – аграрии отчитались перед президентом Рустэмом Хамитовым о 86 тысячах тонн гречихи, тогда как в прошлом году собрали чуть более 50 тысяч и ажиотажа не было. На сегодняшний день из 86-ти реализовано более 70 тысяч тонн.
Почему растут цены?
На заседании в УФАС замминистра сельского хозяйства РБ Рафит Ягафаров рассказал, что ситуация с повышением цен возникла в республике на прошлой неделе: «Минсельхоз РБ начал разбираться с муниципальными образованиями, почему растут закупочные цены. Отправили туда запросы. Сейчас собираем информацию, кому они продали гречку. Мы не понимаем: произвели, продали, а почему сейчас в магазинах гречка значительно дороже?»
Выяснилось, что хозяйства реализовали гречку от 5 до 7 тысяч рублей за тонну. Еще две недели назад закупочная цена держалась на уровне 7,5 тысяч рублей. Сейчас она поднялась до 11,5 тысяч рублей. Аграрии уверены, что волна ажиотажа пошла с Алтая, где в этом году были проблемы с урожаем на гречиху. В центральной России цены уже зашкаливают – от 70 до 90 рублей за кг.
- Вот показали по центральному телевидению Алтай, все и бросились покупать, – предположил начальник отдела развития продовольственных рынков минсельхоза РБ Ильфат Уразбахтин.
- Не весь народ, столько гречку не кушают. Просто кто-то где-то придержал, поднял цену. Дальше цепочка остановилась, - не согласилась руководитель УФАС по РБ Зульфира Акбашева.
Кому же хозяйства поставили кровную гречку? По имеющимся данным минсельхоза, в основном крупу скупили «Увелка» из Челябинска и Оренбург по пять тысяч рублей за тонну. Но, как признался замминистра, пока информация есть только по отдельным районам, например, Белокатайскому. Кому реализовали урожай все остальные, еще предстоит выяснить.
- А мы, значит, с Оренбурга завозим за 63-70 рублей за кг. «Увелка» на нашей 5-тысячной гречке хорошо зарабатывает, - воскликнула Акбашева. – Признавайтесь, кому поставили?
- Мы предоставим вам информацию по вашему запросу, - ответил Ягафаров.
- Давайте, давайте, а мы по вашему запросу ответим, почему она дорожает.
В замешательстве и сами торговые сети. По их словам, они бы рады купить башкирскую гречку, да ее сейчас днем с огнем не сыщешь. А те предприниматели, которые раньше торговали гречкой, теперь предпочитают с ней не связываться. «Мы ее просто не берем – какой смысл брать ее сейчас по 44-52 рубля, когда уже завтра цена может упасть? У кого-то еще есть остатки. Дефицита гречки пока нет», - сказал замдиректора ООО «Сахарок» Константин Борисов.
Постепенно выяснилось, что максимальная наценка - в «Магните». Как отметили в минсельхозе, при закупочной цене в 32 рубля за кг на полках лежит гречка за 70 рублей. Но чувствовалось, что представители торговых сетей были в корне не согласны с такими выводами. Как оказалось, это вообще не наша гречка, а какая-то другая.
Зульфира Акбашева предложила такой выход:
- Вот представьте, лежит гречка по 70 рублей и ваша по 28. Которую народ будет брать? Для этого и конкуренция.
- Пусть тогда торговые сети пустят наших производителей, - ответил Рафит Ягафаров.
Послышались возмущенные возгласы оптовиков: «Так дайте! Не даете же!» Круг замкнулся.
- У нас склад готов взять. Только дайте гречку! Да что там, сами готовы забрать, – воскликнула коммерческий директор ООО «Натуральные продукты» торговая сеть «Ярмарка»
Альфия Ишамчурина. - Ни у кого нет гречки. Все остановились, ждут.
Ильфат Уразбахтин предположил, что есть трейдеры, которые на этом зарабатывают. Мол, приобрели по низкой цене, пользуясь тем, что у сельхозпроизводителей не хватает оборотных средств на завершение уборочных работ, и сейчас удерживают.
Кто перерабатывает?
Оно и понятно – там, где гречки нет, цена на нее растет. Как было озвучено на совещании, в республике только два предприятия занимаются переработкой гречихи - это ОАО «Уфимский комбинат хлебопродуктов» и ООО «Лист клена». Понятно, что того количества крупы, которое могут дать два предприятия, недостаточно для всей республики. Вот и приходится продавать сырье за пределы: Челябинску, Оренбургу, даже в Прибалтику в одно время поступала наша гречка. Однако дело тут даже не в мощностях, их-то как раз достаточно для наращивания объемов. Как пояснил Уразбахтин, основная проблема кроется в нехватке оборотных средств предприятий. Вот уфимский хлебокомбинат и не может создать запасы гречихи.
Чувствовалось, что все участники совещания начали терять терпение. Обстановка накалялась.
- Вы трезвы были, когда ваш министр выступал? Министру в уста кто вложил, что 86 тысяч тонн? Вы почему министру не сказали: оборотных средств нет, мы все продали, у нас все вывезли, теперь завозим из других регионов, - возмутилась Акбашева. - Если здесь не перерабатывают, не реализуют, она (гречка – прим.ред.), конечно, уходит.
Тут разговор несколько вышел за рамки антимонопольного разбирательства.
- Коли вы реализовали, вы и перерабатывайте, - наступала руководитель ФАС.
- Как? Если нет переработчиков? – пытался возразить Ягафаров.
- Не я же создаю, вы создаете, - отвечала Акбашева
- Мы не создаем. Государство не дает денег на создание.
- Вы создаете условия на рынке, чтобы они здесь работали.
- Да как ему создать-то? Мы же не можем создать, - растерянно отбивался заминистра.
- Вы и скажите президенту – мы не можем. Вот глава региона за все это отвечает, и за вас тоже. Вы ему скажите так. Вы же публично выступаете. Почему-то в Челябинске перерабатывают, почему-то они сумели создать. В Оренбурге перерабатывают. Тоже сумели создать. Вы же говорите: мы создаем вот это, мы строим вот это, инвестиции в это.
Инвестируйте, предлагайте. Мы же сколько в свиноводческие фермы инвестируем? Сколько освобождаем от налогов? А почему не предлагаете? Надо строить и освобождать, чтобы у нас своя была переработка, - гремел голос Зульфиры Акбашевой.
- Переработка не имеет господдержки, – апеллировал Ягафаров. – Только сельхозпроизводителям.
- А строят свиноводческие фермы, индюшатину? Их освободили от всех налогов, они создали свои торговые дома, все равно государство им помогает. А здесь почему нет? Предложите.
В конце концов участники совещания сошлись на том, что минсельхоз РБ выяснит, кому все-таки продали гречку аграрии. Дальше с виновниками нездорового ажиотажа будет разбираться ФАС.
Между прочим, в ФАС на совещании сообщили, что Донецк прекратил поставки соли в Россию…
http://proufu.ru/ekonomika/item/44316-kto-s-el-bashkirskuyu-grechku.html
Комментариев нет
Отправить комментарий