Чтобы лучше разбираться в существующей ситуации по этому вопросу, полезно знать его историю.
Очевидно, нереально отследить истоки этого движения, от выступлений отдельных граждан и их групп. Документированную историю можно считать с периода, когда в г. Уфе 28 января 2008 г. решением учредительного собрания граждан было создано Местное Общественное Движение «Защита жилищных прав граждан г. Уфы» и 5.08.08 г. получено Свидетельство о государственной регистрации на право юридического лица. Кабинет и зал собраний на Проспекте Октября 77, предоставленные известным в Башкирии предпринимателем и общественным деятелем Р. Бигновым, надолго стали центром жилищных общественных активистов. Должность председателя движения до своей смерти в августе 2012г. бессменно занимал Ю.П.Пастухов.
Несомненно, этим движением было принесено много практической пользы – сдерживалось бесконтрольное повышение тарифов со стороны управляющих монополий, пресекались незаконные точечные застройки, решались проблемы общежитий и многие индивидуальные проблемы граждан, обучались и получали практический опыт гражданские активисты. Естественно, от такой популярной темы старались получить свою выгоду и различные мутные силы: пропиариться «политики», получить с жильцов прибыль в судах «юристы». Серьезным достижением движения могло бы стать достижение с администрацией города соглашение о создании двухсторонних согласительных комиссий по основным вопросам в сфере ЖКХ. Но, по признанию самого Пстухова: «Администрация односторонне использовала эти комиссии для придания легитимности и видимости публичности своим действиям. На заседаниях представители администрации и управляющих компаний имели численное преимущество, и мнение общественников игнорировалось». Но если вспомнить, что Пастухов сам составлял положение, регулирующее работу комиссий, то становится ясным, что причины неудач заключались не только в диктатуре чиновников и бизнесменов. Со стороны общественников требования и предложения не были четко сформулированы, практический опыт не документировался и не обобщался, не разрабатывались методики и планы работы на будущее, регулярные митинги и пикеты на жилищные темы использовали различные «политики» для своего пиара, собрания собирались каждый раз в разном случайном составе и на все согласительные комиссии (даже в которых Пастухов официально не участвовал) приходилось ходить в основном ему, так как официальные члены от МОД «Защита…» их пропускали либо не были к ним готовы. Очевидно, общественники так и не смогли организоваться в ответственную работоспособную структуру. Среди причин называют конфликтный, волюнтаристский характер председателя движения, грамотную дезорганизующую работу провокаторов от администрации и зависимость движения от политических интересов «крыши» в лице Бигнова. Последний фактор привел к окончательному кризису движения, когда после замены руководства республики в июле 2010 года Бигнов открыто стал сотрудничать с существующим режимом и разогнал якобы возглавляемую им, но и без того давно уже реально не существовавшую так называемую «объединенную оппозицию», видимость существования которой создавал МОД «Защита Жилищных прав…» на пару с татарским движением Хузина.
После этого множество активистов отошло от деятельности движения, затем после смерти Пастухова встал вопрос о наследстве юридической регистрации, ну и остается открытым главный вопрос о судьбе дальнейших отношений между администраторами и бизнесменами от ЖКХ и пользующимися их услугами жителями Уфы и Республики. Сейчас известны несколько организаций и отдельных деятелей, пытающихся влиять на эту сферу.
1. Общественник от бизнеса Мухамедьяров Альберт Радикович. По сути, это зеркальное отражение Бигнова. Основу команды Бигновцев составляли местные бизнесмены и «политики», считавшие, что их недооценили по причине не титульной национальности и недостаточно дружеских связей с кланом «Бабая» Рахимова. Мухамедьяров играет на эти же темы, но только уже в команде потерпевших поражение рахимовцев против нынешней команды Хамитова. При этом и те и другие строят свои интриги, стараясь получить расположение центральной российской власти и обвинить в нелояльности к ней своих противников. Вопрос стоит о том, кого из претендентов «барин» посадит управлять одним из своих имений.
Мухамедьяров активно использовал жилищную тему на выборах в горсовет, проводя собрания во дворах и митинг перед Дворцом Спорта, где выступали все недовольные (в том числе представители от МОД «Защита жилищных прав…», а сам Мухамедьяров обещал решить наши проблемы и разобраться с закрытой поликлиникой независимо от того выберут его или нет. Какие результаты были от этих обещаний мне неизвестно. Но известно, что теперь (накануне выборов в «Курултай») Мухамедьяров собирает письменные заявления с жалобами от домовых советов, чтобы вести их на разборки в Москву и возможно «к самому» Путину. Те, кто пишут – надеются решить таким способом свои проблемы, а сборщики заявлений видимо получают некоторую сумму за штуку. Для туго соображающих жалобщиков прилагается список возможных жалоб. Вряд ли такой занятой бизнесмен как Мухамедьяров будет вникать в индивидуальные проблемы каждого дома. Главная задача – собрать как можно больше жалоб, чтобы показать «наверх», что при нынешнем руководстве республики творится бардак. Вреда от этих заявлений, скорее всего, не будет (хотя на некоторых председателях домкомов могут отыграться чересчур ретивые администраторы, так как, скорее всего жалобы вернутся к тем, на кого написаны). Но также возможно, что после окрика центрального начальства (ревизорам тоже нужно показывать работу, чтобы что-то кушать) будут решены некоторые конкретные проблемы. Пользоваться или нет услугами Мухамедьярова – решать каждому домсовету самостоятельно. Я считаю, что нам нужны не разовые предвыборные подачки от всяких благодетелей, а регулярная четкая и справедливая работа закона, без разбора на «своих» и «чужих». А обеспечить и проконтролировать это могут лишь сами жильцы, организованные в регулярные структуры потребкооперации.
2. Региональное Общественное движение Союз домовых комитетов Республики Башкортостан "БашДомКом". Государственная программа, организованная и финансируемая Государственной Корпорацией Фонд Содействия Реформированию ЖКХ. Нам известна предыдущая программа данной корпорации по массовому клонированию ТСЖ, когда государством выделялась круглая сумма на капитальный ремонт домов, которая распределялась по регионам пропорционально количеству созданных там ТСЖ. В результате Башкирия и Уфа как обычно оказались на одном из первых мест по количеству созданных «липовых потемкинских» ТСЖ (о чем руководители администраций и ЖКХ не стесняясь говорили на публичных собраниях), а львиная доля выделенных сумм была благополучно распилена. Известно также, что нынешняя программа была подготовлена партией «Единая Россия», а руководитель БашДомКома Нуриджанов состоял ранее в партии «Правое Дело». Впрочем, представители БашДомКома утверждают, что государственная программа выше партийных склок. Суть программы в том, что центральная власть понимает, что не способна контролировать монопольный беспредел местных властей и чтобы избежать краха всей системы пытается создать им противовес в виде структур домовых советов. Абсурдность ситуации состоит в том, что при успешном создании таких первичных структур их можно будет рассматривать как первичные ячейки реальной советской власти и основу для построения снизу вверх системы альтернативной существующей. Но сейчас на республиканском уровне процессом рулит назначенная и оплачиваемая сверху команда. Происходящие внутри конторы процессы покрыты тайной – недавно произошла замена практически всей команды, за исключением председателя Нуриджанова. Большинство созданных домовых советов опять созданы наспех и липовые и конечно, уже ходят слухи о распиленных средствах , которые впрочем, гораздо меньше, чем были по программе ТСЖ. Но жильцы, организованные в домовые советы, и желающие реально работать председатели этих советов могут рассчитывать на реальную помощь со стороны БашДомКома. Также поддержку получают организованные снизу общественные группы и организации, так как БашДомКом также нуждается в поддержке общественности, чтобы оправдать свое существование перед центральными властями и если только он проявит свою бесполезность, то местная администрация будет рада избавиться от лишнего контроля. Но следует понимать, что помощь от БашДомКома имеет свои границы, так как БашДомКом и администрация – две ветви одной системы и «крыша» у них одна. И уж тем более БашДомКом не станет решать проблемы жителей конкретного дома, если сами жильцы не будут организованно добиваться реализации своих законных прав, а ограничатся одними жалобами.
3. МОД «Защита Жилищных Прав…» после Пастухова. Движение продолжает еще пользоваться офисом Бигнова на Проспекте Октября 77, но постепенно перебазируется в офис упомянутого ранее Мухамедьярова на Гагарина 41/2. Председателем движения сейчас является А.Х.Хабиров. Некоторое время происходила активная борьба интересов между различными взглядами на перспективы движения. Но теперь, похоже, восторжествовала одна генеральная линия на профессионализацию и коммерциализацию, и большинство несогласных общественников вышли из движения в надежде создать альтернативу. Профессионалы, конечно, тоже имеют право на существование и «коммерческая» не значит сразу, что «мошенническая», но я считаю, что в таком случае не стоит пользоваться статусом «общественная». О планах оставшейся группы, наверное, можно будет узнать подробнее на планируемом ими сайте, но уже сейчас их представители активно предлагают домсоветам свои услуги.
Предлагается провести общее собрание собственников дома, на котором наделить Совет дома всеми полномочиями по заключению от имени дома договоров. Далее предполагается заключение домсоветом договора по передаче юридических полномочий Движению «Защита…» для представления прав собственников на переговорах с Управляющей Компанией, в судах и пр. При этом убедительно аргументируется, что команда профессиональных юристов через суды сможет отстоять в нашу пользу значительные суммы (естественно за некоторый процент, так как кушать нужно всем). Неподготовленным и неорганизованным в настоящий момент домкомам такой результат действительно не по силам и сотрудничество действительно кажется взаимовыгодным. Но возникают следующие вопросы и сомнения.
У нас есть отношения с УК (в большинстве случаев не оформленные как положено юридически), которая профессионально выполняет функцию обслуживания домового оборудования. Они в этом профессионалы. Мы не можем их полноценно контролировать, потому что не профессионалы. Если мы наймем профессионалов для их контроля, то теперь не сможем контролировать уже два уровня профессионалов. Что дальше, нанимать контролирующих над контролирующими? К тому же МОД «Защита…» - профессионалы юристы, но не технари и их интерес отсудить сумму побольше, но не обернется ли это вредом для обслуживаемого оборудования? К тому же мы уже сталкивались с тем, что профессиональный юрист не заинтересован в том, чтобы его методы стали общеизвестны, это лишит его источника существования, он стремится решить наши проблемы без нас. Вспоминаются также вытрезвители, за счет которых МВД имело хорошую прибыль и поэтому не думало в принципе бороться с пьянством и его причинами. Логичнее было бы, как уже говорилось, объединиться в структуру потребительской взаимопомощи с собственной информационную базой и возможностью всеобщего обучения (не профессионального, конечно, но достаточного для защиты своих прав).
Думаю не стоит сразу передавать все полномочия юристам, и потом ждать, что из этого получиться, а сделать все в обратном порядке. Сначала пусть внятно сформулируют свои предложения по конкретному дому с конкретными суммами, чтобы было понятно не профессионалам. А потом уже можно доверить им некоторые права в судах, но опять же под нашим контролем и с возможностью в любой момент их отозвать.
Не очень понятна также их следующая инициатива. Предлагается объединить несколько домов в структуры вроде ТОС. Идея сама по себе конечно перспективная, понятно, что таким образом легче решаются многие вопросы. Но при этом не понятна предполагаемая роль и место в этом МОД «Защита…». Подозрительны высказывания их представителя в духе «мне дали эти дома и я их никому не отдам». Вспоминается феодал, дающий вассальному боярину вотчину «на прокорм». Хотелось бы по этому поводу подробных разъяснений.
Я считаю, что домкомы и ТСЖ, конечно, необходимо объединять в более крупные структуры с правом и возможностью учреждать свои предприятия (например жилищные управляющие компании и продуктово-закупочные базы). Но такие предприятия должны быть чисто потребительскими. Их задачей должно быть только оптимальное по ценам и качеству удовлетворение потребностей жителей обслуживаемой территории, и они должны быть полностью подчинены объединению этих жителей. Система оплаты работников таких предприятий может быть только окладная (или тариф), но ни в коем случае не извлечение прибыли. Иначе вероятно, что при поспешных непродуманных действиях будут только скомпрометированы и домкомы и ТОСы. И возможно те, чьим интересам мешают эти структуры, опять постараются их возглавить, чтобы развалить.
4. Общественное движение отколовшееся от МОД «Защита…». Пока что проводит свои мероприятия по воскресеньям в помещении «дома–музея Сталина» КПРФ на Кузнецова 7. Здесь собираются те, кто надеются решать жилищные проблемы на общественных началах. Мне это движение кажется наиболее перспективным, так как я считаю, что социальные вопросы в принципе можно решать только таким способом – структурами снизу вверх. Но опять встают проблемы с организованностью и способностью ставить и достигать цели. В организации как бы уже избраны руководящие и исполнительные органы (председателем стала известная правозащитница Альмира Жукова), разрабатываются уставные документы и готовится регистрация в госорганах. Но сразу возникают сомнения в серьезности намерений, судя по тому, что опять все это делается без достаточной подготовки и наспех. Я считаю, что документы и планы общественной организации с такими серьезными задачами должны прежде публиковаться для широкого доступа и серьезно обсуждаться. Возможности Интернета теперь доступны для всех и их нужно использовать. Побывав на одном мероприятии, я увидел, что из 12 членов исполкома на плановое собрание явилось менее половины. При этом, присутствовавшие члены исполкома сначала долго выслушивали частные вопросы трех представителей отдельных домов, а потом перешли к обсуждению типов аппаратуры для записи лекций и символики организации, после чего началась лекция для публики. Как и когда в таком случае планируется оргработа и подготавливаются сами материалы для занятий? В такой сложной теме эффект от отдельной даже грамотной лекции нереален, необходимо прослушать последовательный курс, а состав слушателей каждый раз разный и темы лекций также планируются индивидуально лекторами. Вопрос о плановой организации работы на местах пока вообще не звучал.
Я считаю, что основной задачей общественного движения жилищников г.Уфы должно стать создание структуры, охватывающей весь город. Эта структура в свою очередь должна решать две основные задачи:
1) Сбор, обработка и предоставление для всеобщего доступа образцов документов и методик, позволяющих решать наши индивидуальные проблемы. Чтобы удобнее ориентироваться в накопленном материале, естественно распределить его по темам и подтемам (например по аналогии с темами созданных в свое время согласительных комиссий).
2) В случаях, когда проблемы решаются коллективными действиями, организация и координация таких действий.
Для того, чтобы охватить весь город и все темы, необходимо сначала определиться с составом территорий и тем. Затем определиться с имеющимся человеческим ресурсом и степенью готовности участвовать. Продумать и опубликовать методы стимуляции участников. После этого назначить группы ответственных за районы и темы, которые в свою очередь создадут подгруппы, ответственные за микрорайоны и подтемы. Продумать демократичность и работоспособность системы, чтобы результаты не зависели от пристрастий и антипатий отдельных личностей и информация свободно и оперативно распространялась от периферии к центру и далее наоборот.
Без этих элементарных мер все опять рискует превратиться в тянитолкай и частную лавочку нескольких «общественников».
СпиЖЖено у Рот фронт в Уфе и Башкирии
Очевидно, нереально отследить истоки этого движения, от выступлений отдельных граждан и их групп. Документированную историю можно считать с периода, когда в г. Уфе 28 января 2008 г. решением учредительного собрания граждан было создано Местное Общественное Движение «Защита жилищных прав граждан г. Уфы» и 5.08.08 г. получено Свидетельство о государственной регистрации на право юридического лица. Кабинет и зал собраний на Проспекте Октября 77, предоставленные известным в Башкирии предпринимателем и общественным деятелем Р. Бигновым, надолго стали центром жилищных общественных активистов. Должность председателя движения до своей смерти в августе 2012г. бессменно занимал Ю.П.Пастухов.
Несомненно, этим движением было принесено много практической пользы – сдерживалось бесконтрольное повышение тарифов со стороны управляющих монополий, пресекались незаконные точечные застройки, решались проблемы общежитий и многие индивидуальные проблемы граждан, обучались и получали практический опыт гражданские активисты. Естественно, от такой популярной темы старались получить свою выгоду и различные мутные силы: пропиариться «политики», получить с жильцов прибыль в судах «юристы». Серьезным достижением движения могло бы стать достижение с администрацией города соглашение о создании двухсторонних согласительных комиссий по основным вопросам в сфере ЖКХ. Но, по признанию самого Пстухова: «Администрация односторонне использовала эти комиссии для придания легитимности и видимости публичности своим действиям. На заседаниях представители администрации и управляющих компаний имели численное преимущество, и мнение общественников игнорировалось». Но если вспомнить, что Пастухов сам составлял положение, регулирующее работу комиссий, то становится ясным, что причины неудач заключались не только в диктатуре чиновников и бизнесменов. Со стороны общественников требования и предложения не были четко сформулированы, практический опыт не документировался и не обобщался, не разрабатывались методики и планы работы на будущее, регулярные митинги и пикеты на жилищные темы использовали различные «политики» для своего пиара, собрания собирались каждый раз в разном случайном составе и на все согласительные комиссии (даже в которых Пастухов официально не участвовал) приходилось ходить в основном ему, так как официальные члены от МОД «Защита…» их пропускали либо не были к ним готовы. Очевидно, общественники так и не смогли организоваться в ответственную работоспособную структуру. Среди причин называют конфликтный, волюнтаристский характер председателя движения, грамотную дезорганизующую работу провокаторов от администрации и зависимость движения от политических интересов «крыши» в лице Бигнова. Последний фактор привел к окончательному кризису движения, когда после замены руководства республики в июле 2010 года Бигнов открыто стал сотрудничать с существующим режимом и разогнал якобы возглавляемую им, но и без того давно уже реально не существовавшую так называемую «объединенную оппозицию», видимость существования которой создавал МОД «Защита Жилищных прав…» на пару с татарским движением Хузина.
После этого множество активистов отошло от деятельности движения, затем после смерти Пастухова встал вопрос о наследстве юридической регистрации, ну и остается открытым главный вопрос о судьбе дальнейших отношений между администраторами и бизнесменами от ЖКХ и пользующимися их услугами жителями Уфы и Республики. Сейчас известны несколько организаций и отдельных деятелей, пытающихся влиять на эту сферу.
1. Общественник от бизнеса Мухамедьяров Альберт Радикович. По сути, это зеркальное отражение Бигнова. Основу команды Бигновцев составляли местные бизнесмены и «политики», считавшие, что их недооценили по причине не титульной национальности и недостаточно дружеских связей с кланом «Бабая» Рахимова. Мухамедьяров играет на эти же темы, но только уже в команде потерпевших поражение рахимовцев против нынешней команды Хамитова. При этом и те и другие строят свои интриги, стараясь получить расположение центральной российской власти и обвинить в нелояльности к ней своих противников. Вопрос стоит о том, кого из претендентов «барин» посадит управлять одним из своих имений.
Мухамедьяров активно использовал жилищную тему на выборах в горсовет, проводя собрания во дворах и митинг перед Дворцом Спорта, где выступали все недовольные (в том числе представители от МОД «Защита жилищных прав…», а сам Мухамедьяров обещал решить наши проблемы и разобраться с закрытой поликлиникой независимо от того выберут его или нет. Какие результаты были от этих обещаний мне неизвестно. Но известно, что теперь (накануне выборов в «Курултай») Мухамедьяров собирает письменные заявления с жалобами от домовых советов, чтобы вести их на разборки в Москву и возможно «к самому» Путину. Те, кто пишут – надеются решить таким способом свои проблемы, а сборщики заявлений видимо получают некоторую сумму за штуку. Для туго соображающих жалобщиков прилагается список возможных жалоб. Вряд ли такой занятой бизнесмен как Мухамедьяров будет вникать в индивидуальные проблемы каждого дома. Главная задача – собрать как можно больше жалоб, чтобы показать «наверх», что при нынешнем руководстве республики творится бардак. Вреда от этих заявлений, скорее всего, не будет (хотя на некоторых председателях домкомов могут отыграться чересчур ретивые администраторы, так как, скорее всего жалобы вернутся к тем, на кого написаны). Но также возможно, что после окрика центрального начальства (ревизорам тоже нужно показывать работу, чтобы что-то кушать) будут решены некоторые конкретные проблемы. Пользоваться или нет услугами Мухамедьярова – решать каждому домсовету самостоятельно. Я считаю, что нам нужны не разовые предвыборные подачки от всяких благодетелей, а регулярная четкая и справедливая работа закона, без разбора на «своих» и «чужих». А обеспечить и проконтролировать это могут лишь сами жильцы, организованные в регулярные структуры потребкооперации.
2. Региональное Общественное движение Союз домовых комитетов Республики Башкортостан "БашДомКом". Государственная программа, организованная и финансируемая Государственной Корпорацией Фонд Содействия Реформированию ЖКХ. Нам известна предыдущая программа данной корпорации по массовому клонированию ТСЖ, когда государством выделялась круглая сумма на капитальный ремонт домов, которая распределялась по регионам пропорционально количеству созданных там ТСЖ. В результате Башкирия и Уфа как обычно оказались на одном из первых мест по количеству созданных «липовых потемкинских» ТСЖ (о чем руководители администраций и ЖКХ не стесняясь говорили на публичных собраниях), а львиная доля выделенных сумм была благополучно распилена. Известно также, что нынешняя программа была подготовлена партией «Единая Россия», а руководитель БашДомКома Нуриджанов состоял ранее в партии «Правое Дело». Впрочем, представители БашДомКома утверждают, что государственная программа выше партийных склок. Суть программы в том, что центральная власть понимает, что не способна контролировать монопольный беспредел местных властей и чтобы избежать краха всей системы пытается создать им противовес в виде структур домовых советов. Абсурдность ситуации состоит в том, что при успешном создании таких первичных структур их можно будет рассматривать как первичные ячейки реальной советской власти и основу для построения снизу вверх системы альтернативной существующей. Но сейчас на республиканском уровне процессом рулит назначенная и оплачиваемая сверху команда. Происходящие внутри конторы процессы покрыты тайной – недавно произошла замена практически всей команды, за исключением председателя Нуриджанова. Большинство созданных домовых советов опять созданы наспех и липовые и конечно, уже ходят слухи о распиленных средствах , которые впрочем, гораздо меньше, чем были по программе ТСЖ. Но жильцы, организованные в домовые советы, и желающие реально работать председатели этих советов могут рассчитывать на реальную помощь со стороны БашДомКома. Также поддержку получают организованные снизу общественные группы и организации, так как БашДомКом также нуждается в поддержке общественности, чтобы оправдать свое существование перед центральными властями и если только он проявит свою бесполезность, то местная администрация будет рада избавиться от лишнего контроля. Но следует понимать, что помощь от БашДомКома имеет свои границы, так как БашДомКом и администрация – две ветви одной системы и «крыша» у них одна. И уж тем более БашДомКом не станет решать проблемы жителей конкретного дома, если сами жильцы не будут организованно добиваться реализации своих законных прав, а ограничатся одними жалобами.
3. МОД «Защита Жилищных Прав…» после Пастухова. Движение продолжает еще пользоваться офисом Бигнова на Проспекте Октября 77, но постепенно перебазируется в офис упомянутого ранее Мухамедьярова на Гагарина 41/2. Председателем движения сейчас является А.Х.Хабиров. Некоторое время происходила активная борьба интересов между различными взглядами на перспективы движения. Но теперь, похоже, восторжествовала одна генеральная линия на профессионализацию и коммерциализацию, и большинство несогласных общественников вышли из движения в надежде создать альтернативу. Профессионалы, конечно, тоже имеют право на существование и «коммерческая» не значит сразу, что «мошенническая», но я считаю, что в таком случае не стоит пользоваться статусом «общественная». О планах оставшейся группы, наверное, можно будет узнать подробнее на планируемом ими сайте, но уже сейчас их представители активно предлагают домсоветам свои услуги.
Предлагается провести общее собрание собственников дома, на котором наделить Совет дома всеми полномочиями по заключению от имени дома договоров. Далее предполагается заключение домсоветом договора по передаче юридических полномочий Движению «Защита…» для представления прав собственников на переговорах с Управляющей Компанией, в судах и пр. При этом убедительно аргументируется, что команда профессиональных юристов через суды сможет отстоять в нашу пользу значительные суммы (естественно за некоторый процент, так как кушать нужно всем). Неподготовленным и неорганизованным в настоящий момент домкомам такой результат действительно не по силам и сотрудничество действительно кажется взаимовыгодным. Но возникают следующие вопросы и сомнения.
У нас есть отношения с УК (в большинстве случаев не оформленные как положено юридически), которая профессионально выполняет функцию обслуживания домового оборудования. Они в этом профессионалы. Мы не можем их полноценно контролировать, потому что не профессионалы. Если мы наймем профессионалов для их контроля, то теперь не сможем контролировать уже два уровня профессионалов. Что дальше, нанимать контролирующих над контролирующими? К тому же МОД «Защита…» - профессионалы юристы, но не технари и их интерес отсудить сумму побольше, но не обернется ли это вредом для обслуживаемого оборудования? К тому же мы уже сталкивались с тем, что профессиональный юрист не заинтересован в том, чтобы его методы стали общеизвестны, это лишит его источника существования, он стремится решить наши проблемы без нас. Вспоминаются также вытрезвители, за счет которых МВД имело хорошую прибыль и поэтому не думало в принципе бороться с пьянством и его причинами. Логичнее было бы, как уже говорилось, объединиться в структуру потребительской взаимопомощи с собственной информационную базой и возможностью всеобщего обучения (не профессионального, конечно, но достаточного для защиты своих прав).
Думаю не стоит сразу передавать все полномочия юристам, и потом ждать, что из этого получиться, а сделать все в обратном порядке. Сначала пусть внятно сформулируют свои предложения по конкретному дому с конкретными суммами, чтобы было понятно не профессионалам. А потом уже можно доверить им некоторые права в судах, но опять же под нашим контролем и с возможностью в любой момент их отозвать.
Не очень понятна также их следующая инициатива. Предлагается объединить несколько домов в структуры вроде ТОС. Идея сама по себе конечно перспективная, понятно, что таким образом легче решаются многие вопросы. Но при этом не понятна предполагаемая роль и место в этом МОД «Защита…». Подозрительны высказывания их представителя в духе «мне дали эти дома и я их никому не отдам». Вспоминается феодал, дающий вассальному боярину вотчину «на прокорм». Хотелось бы по этому поводу подробных разъяснений.
Я считаю, что домкомы и ТСЖ, конечно, необходимо объединять в более крупные структуры с правом и возможностью учреждать свои предприятия (например жилищные управляющие компании и продуктово-закупочные базы). Но такие предприятия должны быть чисто потребительскими. Их задачей должно быть только оптимальное по ценам и качеству удовлетворение потребностей жителей обслуживаемой территории, и они должны быть полностью подчинены объединению этих жителей. Система оплаты работников таких предприятий может быть только окладная (или тариф), но ни в коем случае не извлечение прибыли. Иначе вероятно, что при поспешных непродуманных действиях будут только скомпрометированы и домкомы и ТОСы. И возможно те, чьим интересам мешают эти структуры, опять постараются их возглавить, чтобы развалить.
4. Общественное движение отколовшееся от МОД «Защита…». Пока что проводит свои мероприятия по воскресеньям в помещении «дома–музея Сталина» КПРФ на Кузнецова 7. Здесь собираются те, кто надеются решать жилищные проблемы на общественных началах. Мне это движение кажется наиболее перспективным, так как я считаю, что социальные вопросы в принципе можно решать только таким способом – структурами снизу вверх. Но опять встают проблемы с организованностью и способностью ставить и достигать цели. В организации как бы уже избраны руководящие и исполнительные органы (председателем стала известная правозащитница Альмира Жукова), разрабатываются уставные документы и готовится регистрация в госорганах. Но сразу возникают сомнения в серьезности намерений, судя по тому, что опять все это делается без достаточной подготовки и наспех. Я считаю, что документы и планы общественной организации с такими серьезными задачами должны прежде публиковаться для широкого доступа и серьезно обсуждаться. Возможности Интернета теперь доступны для всех и их нужно использовать. Побывав на одном мероприятии, я увидел, что из 12 членов исполкома на плановое собрание явилось менее половины. При этом, присутствовавшие члены исполкома сначала долго выслушивали частные вопросы трех представителей отдельных домов, а потом перешли к обсуждению типов аппаратуры для записи лекций и символики организации, после чего началась лекция для публики. Как и когда в таком случае планируется оргработа и подготавливаются сами материалы для занятий? В такой сложной теме эффект от отдельной даже грамотной лекции нереален, необходимо прослушать последовательный курс, а состав слушателей каждый раз разный и темы лекций также планируются индивидуально лекторами. Вопрос о плановой организации работы на местах пока вообще не звучал.
Я считаю, что основной задачей общественного движения жилищников г.Уфы должно стать создание структуры, охватывающей весь город. Эта структура в свою очередь должна решать две основные задачи:
1) Сбор, обработка и предоставление для всеобщего доступа образцов документов и методик, позволяющих решать наши индивидуальные проблемы. Чтобы удобнее ориентироваться в накопленном материале, естественно распределить его по темам и подтемам (например по аналогии с темами созданных в свое время согласительных комиссий).
2) В случаях, когда проблемы решаются коллективными действиями, организация и координация таких действий.
Для того, чтобы охватить весь город и все темы, необходимо сначала определиться с составом территорий и тем. Затем определиться с имеющимся человеческим ресурсом и степенью готовности участвовать. Продумать и опубликовать методы стимуляции участников. После этого назначить группы ответственных за районы и темы, которые в свою очередь создадут подгруппы, ответственные за микрорайоны и подтемы. Продумать демократичность и работоспособность системы, чтобы результаты не зависели от пристрастий и антипатий отдельных личностей и информация свободно и оперативно распространялась от периферии к центру и далее наоборот.
Без этих элементарных мер все опять рискует превратиться в тянитолкай и частную лавочку нескольких «общественников».
СпиЖЖено у Рот фронт в Уфе и Башкирии
Комментариев нет
Отправить комментарий