среда, 22 февраля 2012 г.

Отставка Тимофея Азарова: кому это выгодно?

Столь ранняя и неожиданная отставка главы Собора русских Башкрии,  экс-военкома Тимофея Азарова будет иметь и отдаленное значение. Как утверждают  эксперты, для этнической мобилизации и возрождения национального самосознания русских, проживающих в Башкирии, эта отставка сыграет немаловажную роль. Быть может, гораздо большую, чем его работа на этом посту.
Что мог бы сделать Азаров, пребывая главой собора? Исполнять волю руководства региона, возглавлять совершенно управляемую карманную организацию, имеющую чисто декоративные функции. Отставка  же Азарова показала: Собор, никогда не защищавший интересы русских, никогда не проводившей самостоятельной политики, не будет проводить её и впредь.
Собор, никогда не пользующийся авторитетом среди русских, в ближайшие годы этот авторитет не приобретет. Всякий, кто предпримет хоть какие-либо самостоятельные  действия, будет смещен со своей должности незамедлительно.  Не  просто смещен, а смещен в ближайшие 48 часов, не взирая на выходные и праздничные дни.
Азаров, отдадим ему должное, начал ломать сложившийся стереотип о декоративности  национальных организациях в нашем регионе. Восстановим хронологию событий.
Хроника пикирующего военкома
Август 2011 года. В СМИ заговорили о предстоящем Втором Соборе русских Башкирии. Первый Собор проводился ещё 13 лет назад. Спешно, дешево, спустя рукава. Предварительно предполагалось, что в съезде примут участие 326 делегатов – по одному от каждых 4500 человек (напомним, что на курултае башкир  присутствовал 1 делегат от 2000 башкир). В делегаты попадали совершенно случайные люди.
Конец  сентября. Экс-военком  Азаров отдыхает на юге, у моря. Гонцы из Башкирии просят прервать отдых и прибыть на Собор.
30 сентября. В10 часов в здании Госсобрания республики открывается собор русских. Среди приглашенных ни одного казака, строго по одному члену от русских организаций и представители других, нерусских организаций без ограничения. Множество дежурных, привественых речей, поздравления, заверения, на это ушло две трети времени. Опустевший после обеда президиум. О проблемах говорить не дали. В президиум послылались записки, судьба которых неизвестна. Итоги: в исполком собора русских было избрано 32 человека. Гендиректоры, директоры колледжей, преподаватели вузов, чиновницы из Горсовета, люди из Госсобрания РБ и Сергей Лаврентьев. Разумеется, никаких казаков. Возглавил исполком Собора русских отставной генерал, бывший военком Тимофей Азаров.
Октябрь-январь. Азаров начал что-то делать. Решил многие юридические проблемы, выбил офис, затеял в нем ремонт. Наладил связи с женскими, казачьими и другими организациями. Ездил по республике, возрождал отделения собора русских на местах.
8 февраля 2012 года .На плановом заседании исполкома Азаров строил планы развития организации в рамках «новой стратегии». Уходить не собирался.
15 февраля  на одном из ЖЖсообществ появляется интервью Азарова.
16 февраля 2012 года это интервью опубликовано в газете "Единая Россия. Башкортостан." №6(166) .  Наиболее спорные утверждния из этого интервью: «я прежде всего русский офицер и не считаю себя вправе носить орден с изображением человека, который когда-то вешал русских офицеров», а также «Обязательное изучение башкирского языка - это дикость».
18  февраля, в субботу, в ЖЖ gorushko появляется сообщение
 Только что прошло заседание Исполкома Собора русских Башкортостана. Исполком удовлетворил заявление председателя Исполкома Собора Тимофея Азарова об отставке в связи с его «переходом на другую работу». Исполнение обязанностей председателя возложено на Елену Родину. Полноценный председатель будет избран на съезде. Когда будет съезд пока неизвестно. Вот так.
Как утверждает наш источник, срочно перейти на другую работу Азаров пришел после беседы с местном Белом Доме. А  может, и не было никакой беседы?
Как Юлаев русского генерала подвёл, или идеологические тонкости
Фактически Азарова вынудили уйти за его убеждения. Азаров, никоим образом не связанный с «уфагубовцами», сказал то, что думает  и это, как ни удивительно, совпадало с содержанием многих статей, размещенных на сайте «Уфа Губернская» в 207-2010 годах. И это говорит не столько о вольнодумстве Азарова, сколько об объективности стаей (не комментариев) на сайте. А так же о том, что тот, кто решил наградить Азарова, военного, чтящего воинскую присягу, данным орденом, не отличался особым умом.
Виноват ли военный Азаров, что постаил федеральную идеологию выше региональной? Федеральная идеология гласит: ради блага государства нужно пожертвовать интересами рода, воинская присяга превыше всего, слово, данное Государю, нужно держать. Региональная идеология, царящая в  Башкирии, этих ценностей не разделяет.
Азаров высказал то, что чувствует большинство населения Башкирии. Некоторые башфорумчане поспешили проспекулировать на религиозном факторе и заявили, что затронуты чувства мусульманского населения Башкирии. Но половина, если не больше, мусульманского населения Башкирии в лице татар не в восторге от принудительного обучения башкирскому языку не-башкир. Да и Юлаев для многих татар  национальным героем не является. Культ Юлаева «как часть политический мифологии, является одним из компонентов  региональной  идеологии, то есть, включен в механизм государственной (?) пропаганды как энкратический миф». Но наша региональная идеология, разработанная при Рахимове, отнюдь не безупречна. Региональная идеология насаждается сверху, но не всегда и не всеми воспринимается «снизу» как единственно верная. Кроме того, усиление культа Юлаева идёт вразрез с общероссийской тенденцией преодоления советской мифологии. Переоценка  Пугачевского бунта уже произошла, с годами это становится всё яснее и отчетливее.  Большинством населения России пугачевщина рассматривается как народное бедствие, и полевые  командиры Пугачева симпатий уже не вызывают.
Напрасно наши местные ученые гуманитарии утверждают, что им якобы удалось «своевременно     выдвинуть   контаргументацию   на   попытку   подрыва   символа-талисмана».   На примере Азарова мы видим – не удалось. И не удастся, пока в Россию не вернется прежняя советская идеология с возвеличиванием межклассовой борьбы и почитанием таких фигур, как Разин и Пугачев. Поклонники Разина и Пугачева останутся, но их мнение уже не будет считаться единственно возможным.
Выход в данной ситуации напрашивается сам собой – предоставить населению Башкирии самостоятельно выбирать, чтить им тех, кто защищал Уфу от пугачевских шаек или чтить тех, кто Уфу осаждал.  Чем меньше говорить на эту тему, тем лучше. Можно обратиться к опыту Европы или США. В США в одном и том же штате может мирно соседствовать идеология «южан» и «северян», к генералу Ли относятся по-разному, но никому негативная или позитивная оценка Ли не мешает занимать посты и должности. На юге Германии прекрасно уживаются лютеране и католики. Богослов Мартин Лютер для одних (католиков) «еретик», для других (лютеран) – «святой», но никто не пытается переубедить друг друга. А там, где пытаются (Северная Ирландия) – там льется кровь.
Интервью Азарова по большому счету мало кого взволновало. Большинству населения нашего края, вне зависимости от нацпринадлежности, ничего не известно ни о соборе русских, ни о его главе, ни о его интервью. Впереди выборы, и та малая политическая активность, которая все же присутствует в нашем населении, направлена именно на выборы. До Азарова ли тут? Небольшая кучка блогеров перекинулась десятком комментариев – вот и всё. Но в Белом Доме решили по другому. Белый дом повелел Исполкому Собора собраться в субботу (не самый лучший день для решений) и принять срочно меры. Какие – мы уже знаем.
Сейчас отставка Азарова останется незамеченной, как и его неудачное интервью. Но через некоторое время будут сделаны соответствующие выводы. И вопросы будут заданы соответствующие.
Что делать, Кто виноват и Кому это выгодно?
Например,  встанет вопрос о компетентности тех, кто Азарова на эту должность усиленно рекомендовал. Куда смотрел Даниил Азаматов из АП, отвечающий за работу с национальными организациями?
Встанет вопрос о том, можно ли доверять словам  главы региона. По иронии судьбы именно в этот день во время беседы с телезрителями и телеведущей глава региона Хамитов говорил о том, что ему не нужна показуха. Потомственный целитель (так он себя теперь начал позиционировать) призвал критиковать власть и не бояться высказывать своё мнение. Ну вот, один уже высказал, и что получилось? Среди определенных кругов (например, в Гафурийском районе) можно услышать мнение о  том, что Хамитов призывает действовать своих сторонников, обещает им поддержку, а в результате поддержку получают совсем другие люди. Те, кто поддерживал прежнего руководителя региона Рахимова, продолжают занимать теплые должности. Те, кто пытался что-то изменить, оказываются брошенными.
И уж как-то само собой очевидным становится, что и в наши дни гораздо безопаснее ничего не делать, чем делать что-либо. Самородов в качестве главы Собора русских не делал ничего, даже организацию не перерегистрировал в установленные сроки и пребывал на своей должности 13 лет. Азаров  что-то делал, да ещё и мнение своё искренне высказал – и вот поплатился.
Стоит задумываться и о тех, кто это интервью брал и размещал.  Азаров сказал, что думает. Так думает не он один, между прочим. Если его мнение не соответствует официальной региональной идеологии, тем хуже для идеологии, оторванной он умонастроений большинства населения РБ (как была оторвана идеология КПСС от умонастроений большинства обычных жителей СССР). Однако такое мнение не только имеет место быть, но и имеет право на существование. Но те, кто это мнение записывал и печатал, они-то какого эффекта ожидали? Неужели рассчитывали получить какие-то дивиденды от подобной «смелости». Азарова попросту «подставили». «Ты в ответе за того, кого приручил…» - вспоминается вдруг. Профессиональные журналист в ответе перед тем, кто ему открылся, если этот открывшийся  не враг, не последняя сволочь. Для чего подставили Азарова?
Кто от этого скандала со смещением Азарова выиграет?  Правящая партия, за которую Азаров агитировал при каждом удобном и неудобном случае? Противники этой партии? Башфорумчане? Русские? Собор русских? Журналист, подставивший Азарова? Кто?
 Смещение Азарова – это очевидный «прокол» местной власти.  Ситуация патовая. Азаров уходит – у русских падает доверие и к власти, и к самой организации. Власть грубо вмешивается в дела национальных организаций, президент сменился, а порядки прежние, стиль руководства прежний – так можно подумать.  И снова разговоры про уедем, про отток  русских. Азаров остается –  недовольные тоже будут. Самым умным, наверное, было бы дать ситуации остыть, а не пороть горячку. А уж потом, после выборов, спросить у Азарова, а что он, собственно, имел в виду. Кстати, официально об отставке Азарова ещё не сообщили.
Прокол, ещё прокол...
Такой же прокол власти допустили в деле «уфагубовцев». Сажать нельзя отпустить – запятую суд ставит уже полтора года, и все никак не поставит. В мае будет четыре года, как началось уголовное преследование блогеров. К тексту статей претензий нет (пока что никто не сказал, за какую конкретно статью судят), претензии только к комментариям, действительно грязным, и большинство свидетелей, которым следствие эти комментарии приписывает, отрицает, что эти комментарии писали. В это же время некорректные комментарии появляются и на других ресурсах. Преследование блогеров началось при прежнем режиме. Режим сменился. За полтора года можно разобраться, виноваты или нет блогеры? Они тогда говорили то, что Азаров говорит теперь. Азарова тоже на нары, как и блогеров в августе  девятого? Кстати, сейчас на суде выступают свидетели защиты. Профессора, доктора наук. Красные, как Янгиров, и белые. Все хором, не сговариваясь, утверждают – незачем и не за что сажать блогеров. Пора бы точку поставить в этой истории. Сажать, так всех. Не сажать, так никого.  
У русского живописца Федотова есть такая картина, «Анкор, ещё анкор». «Одуревший от безделья офицер заставляет прыгать через палку собаку. «Анкор ,  ещё   анкор !» - кричит он собаке, мешая французские слова с русскими (« анкор » означает «еще» по-французски). Пудель совсем измучался, снова и снова прыгая через протянутую палку. Энергия, заключенная в его движении,– уходит впустую, и нет в этом движении ни конца, ни цели».
Кто в нашей ситуации, в наших местных условиях является офицером, а кто – пуделем?
СпиЖЖено у [info]enekrasova

Комментариев нет

Отправить комментарий