среда, 22 февраля 2012 г.

В глубокой ЖО…

Башкортостан без прикрас. Итоги года: отчеты и реалии
Желание подвести промежуточные итоги деятельности Рустэма Хамитова на посту президента республики испытывают многие. Другое дело, что объективные оценки навряд ли смогут пробить себе место для публикаций в республиканских официальных СМИ. Поэтому мы решили предоставить свою площадку для публикаций такого рода оценок деятельности Рустэма Хамитова. Может это поможет ему...

Прошел 2011 год. Если в 2010 году новый президент Башкирии Рустэм Хамитов управлял республикой чуть более 5 месяцев и это время, по сути, у него ушло на прием дел и «знакомство с хозяйством», то 2011 год был доверен ему полностью.

14 января 2012 года Рустэм Хамитов отчитался перед председателем правительства РФ Владимиром Путиным по итогам прошедшего 2011 года. Хамитов доложил, что практически во всех сферах экономики Башкирии произошел значительный подъем, получили развитие новые производства, усилилась инвестиционная деятельность, ожил строительный комплекс, снизилась безработица, повысилась заработная плата граждан, наконец-то в республике начались демократические преобразования, народ начал свободно дышать. Отчет получился красивым и складным.


В том же ключе освещалось и освещается положение дел в республике местными средствами массовой информации. У любого несведущего человека после этого создается впечатление, что наконец-то в республике все заработало. Однако есть бумажные отчеты, изучая которые руководитель говорит подчиненному: «ты что, хочешь, чтобы меня завтра уволили, измени вот эти цифры», а есть реальное положение дел, которое, к большому сожалению некоторых представителей власти, бумагами не прикроешь. Эта реальность все более расходится с итоговыми отчетами.

Работа Хамитова на посту президента началась с массовой, как он сам выражается «государственной зачистки». Репрессий, которые были организованы по его указаниям, в республике не наблюдали никогда. Практически безо всяких оснований, согласующихся с Трудовым кодексом РФ, со ссылкой лишь на необходимость формирования новой команды и за то, что люди работали при первом президенте республики Муртазе Рахимове, за 18 месяцев правления Хамитова из органов государственной и муниципальной власти, предприятий и организаций были уволены более 1230 человек. Причем под удар попали не только руководители, но рядовые работники. Увольнением дело не заканчивалось, преследование шло до конца по цепочке: увольнялись члены семей, родственники, многим так и не дали возможности устроиться на работу в республике.
Другим основанием для организации массовых увольнений явился 2011 год, объявленный Рустэмом Хамитовым Годом межнационального согласия в Башкирии. Провозглашать год с таким названием фактически не было абсолютно никакой необходимости: представители более 130 национальностей, проживающие в регионе, уже давно мирно сосуществуют. По официальной статистике из 10 браков 8 являются смешанными, и уже многие годы никому даже в голову не приходило, что в республике есть проблемы с межнациональным согласием. По большому счету в наше время людей, особенно молодое поколение, интересует не национальный вопрос, а просто нормальные условия жизни. Грамотный руководитель любые межнациональные вопросы, если они вообще есть, решает без объявления об этом на всю страну. Для Хамитова же это было, во-первых, пиаром, как он сам думал. Во-вторых, стало официальным поводом для принятия репрессивных мер в отношении башкир. Для этого Хамитов сначала объявил себя башкиром, заработав тем самым презрение татарского народа, после породил миф о том, что ключевые руководящие должности в органах государственной власти, крупных предприятиях занимают только башкиры и, следовательно, нужно устранить такую несправедливость. Так президент республики официально на государственном уровне «обосновал» причины массового увольнения представителей коренного населения региона. Особое внимание Хамитов уделил исполкому Всемирного Курултая башкир: путем структурных преобразований и кадровых перестановок Хамитов практически добился разложения исполкома и Курултая в целом, как общественной организации, представляющей интересы коренного народа республики.
В итоге Год межнационального согласия превратился в Год межнационального раздора, резко повысив уровень напряжения между гражданами разных национальностей. По сути Хамитов оказался тем человеком, который, как он сам же выразился на коллегии Министерства внутренних дел по РБ «дует на тлеющие угольки», а для башкирского населения стал вторым Тевкелевым. Когда об этом на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым высказался студент московского вуза Наиль Нигматуллин, Хамитов среагировал мгновенно: начались давления на мать Нигматуллина с указанием, чтобы сын отказался от своих слов, руководство вуза просили отчислить его из числа студентов. Когда ничего этого не получилось, всех родных Нигматуллина (включая двоюродных и троюродных) просто уволили с работы. Такова сейчас свобода справедливого слова в республике Башкортостан!
По информации из источников в администрации президента республики отчет, представленный Владимиру Путину, переделывался шесть раз, цифры были изменены до неузнаваемости. Если вкратце проанализировать эти «поправки», то в действительности за 2011 год производственные показатели республики в сфере промышленности, сельского хозяйства и в строительном комплексе ухудшились в среднем на 13%, 19% и 28% соответственно. По подсчетам более 25% урожая, выращенного в 2011 году, в том числе более 20% зерновых культур и 35% сахарной свеклы не было убрано и осталось под снегом. Это колоссальные цифры!
Например, за счет похороненного под снегом урожая четыре сахарные завода республики Чишминский, Мелеузовский, Раевский и Карламанский, могли бы бесперебойно работать еще по два месяца каждый. В настоящее время эти заводы уже переработали республиканскую продукцию и завозят сырье из других регионов и стран, в том числе сахарный тростник. Информация о потере урожая властями упорно скрывается, хотя аграрии на местах прекрасно знают ситуацию в своей отрасли. За последние 30 лет еще не было случая столь масштабного народного вредительства. В былые годы за порчу и разбазаривание народного добра сажали в тюрьму и даже расстреливали, правительство отправляли в отставку.
А руководство Башкирии в документе, представленном Путину героически отчиталось, что «после прошлогодней засухи в республике выправили ситуацию в сельском хозяйстве. Она сейчас сверхстабильная. Аграрии собрали хороший урожай – более 3 млн. тонн хлеба, обеспечили двухгодичный запас кормов. Так что по зимовке скота в республике никаких вопросов нет. И нет никаких проблем с посевной кампанией».
Если «накоплен двухгодичный запас кормов», то почему умалчивается о том, что в 2,8 раза снизился валовой сбор молока с сельскохозяйственных предприятий республики? Некоторые районы (по статистическим данным те, где были заменены главы администраций) надаивают не более 1,5 т молока в день! И это в республике, которая считается молочной, и в 2011 году проводила Всероссийский фестиваль «Молочная страна» с участием министра сельского хозяйства России!
Легкомысленное отношение Рустэма Хамитова к такой извечно нелегкой и проблемной отрасли как сельское хозяйство, поражает сельчан: хлебороб на селе борется за каждое зернышко, а для  президента РБ (который ушел в отпуск в период уборочной страды) плюс-минус 25% урожая - это всего лишь что-то вроде среднеквадратического отклонения или вариации случайной величины, и не более того.
Не разобравшись в сути дела, Хамитов поставил большой вопрос на судьбе сети машинно-технологических станций, которые прошли почти 15-летний путь нелегкого становления. Для сведения, на сегодняшний день Башкирия является единственным регионом Российской Федерации, где в МТС сформирована мощная техническая и ремонтная база, позволяющая полностью производить уборку урожая и часть многих других сельскохозяйственных работ при 93% износа парка тракторов и сельскохозяйственных машин в хозяйствах. Опыт республики является единственным в России. Р.Хамитов же считает, что МТС нужно реорганизовать, они неэффективны. Тогда как же вести сельское хозяйство в аграрной республике?
О том, как «ожил» строительный комплекс многие граждане республики уже явно почувствовали. По реальной статистике темпы строительства жилья снизились по сравнению с прошлыми годами в 1,82 раза, республика оказалась на 69 месте по вводу в эксплуатацию жилья. В районах стройки встали, о начале строительства новых объектов, тем более на селе, уже не идет и речи. Объекты, сданные в 2011 году, были начаты еще при прежнем руководстве республики. Отсутствие социальных жилищных программ, капитальных вложений и контроль хода строительства со страниц только Живого журнала эффекта почему-то не дает. Для сравнения, нехитрые на первый взгляд мероприятия и программы в строительной отрасли в соседних Челябинской и Оренбургской областях позволили им впервые за последние 20 лет обогнать Башкортостан в темпах строительства жилья (по имеющимся данным более чем в 1,5 раза).
Участники заседания правительства республики по вопросу обманутых дольщиков в 2010 году, помнят, как Хамитов сделал неожиданный выпад: резко встал и ушел, оставив вести заседание недавно назначенного вице-премьера Сергея Афонина и наказав: «даю вам один час, чтобы когда я вернусь, нашли способ решения проблемы».
В то время многих воодушевило такое жесткое и принципиальное поведение президента. Однако сегодня уже стало понятно, почему он так поступил – Хамитов просто не знал, как быть и что делать в такой ситуации. Своего обещания решить проблему обманутых дольщиков он так и не сдержал, а выплаты дольщикам осуществлялись из средств республики, увеличив брешь в итак уже дырявом бюджете региона.
Снижение темпов развития производства в республике привело к росту безработицы граждан почти на 20%, доходы населения снизились в 1,8-2 раза. Повышение заработной платы произошло только у отдельной части педагогического персонала, да и то за счет средств, которых республика не заработала. По отношению к имевшейся величине заработной платы величина повышения составила в среднем 400-600 руб., о чем видимо и доложил Хамитов Путину, говоря о каких-то «12%» увеличения.
Вызывает глубокое возмущение, когда Рустэм Хамитов характеризует Башкирию как фольклорную республику, где люди кроме песен и танцев ничем не занимаются. Об этом он неоднократно говорил на совещаниях, проводимых и федеральном уровне, формируя ложное мнение. Такое мог сказать только человек, который совершенно не знает регион. В отличие от Хамитова, который видимо до сих пор продолжает пребывать в состоянии туриста, сплавляющегося по рекам республики, даже дети со школьной скамьи знают, что Башкирия – это крупнейший субъект РФ с развитым нефтехимическим, машиностроительным и агропромышленным комплексом. Но под руководством Рустэма Хамитова населению республики действительно скоро останется только петь песни о славном прошлом и грустном настоящем.
По реальным данным, которые закрыты в кабинетах чиновников Белого дома и до населения не доводятся, за период правления Хамитова не было улучшения ни одного показателя развития экономики республики. Все улучшения были результатом приписок. За приписки Хамитов пытался критиковать первого президента республики Муртазу Рахимова, на деле сам заработал славу величайшего мастера приписок.
Это доказали прошедшие в декабре 2011 года выборы депутатов в Госдуму РФ: реальные 10-15% голосов за партию «Единая Россия» Р.Хамитовым были натянуты до 70,5%. Хорошая приписка! Видимо в этом и кроется смысл слов Хамитова «власть в республике разворачивается лицом к народу». Становится понятно, в каком месте у власти лицо.
Вообще, говоря о приписках, такие вещи легко обнаруживаются. Любой экономист знает, что все сферы производства и потребления внутри одной экономической системы финансово связаны. Изменения в одной части системы при приведении к единой единице измерения приводят к пропорциональным изменениям в других частях. По отчету Хамитова за 2011 год такая пропорция не соблюдается: значения показателей производства не пропорциональны объемам потребления энергоносителей, необходимых для развития таких производств и превышают в 3 раза. Учитывая, что энергосбытовые организации представляют действительные не завышенные цифры, то можно говорить о трехкратных объемах приписок в отчетах руководства республики.
Ошибок и топорных действий Хамитова на посту президента не перечесть. Критикуя Муртазу Рахимова, он пытался завоевать авторитет, однако в итоге лишь показал себя лицемером и обманщиком.
Не поддается логическому объяснению его запрет под угрозой увольнения использовать средства фонда «Урал». Возможно, есть какая-то скрытая логика в раненном сознании Хамитова, однако здравый рассудок его действий не понимает.
Из-за бестактности Р.Хамитова на уровне всей РФ случился скандал. Судебное разбирательство по поводу признания мусульманских праздников нерабочими днями стало достоянием всей страны. Чтобы не обострить межрелигиозные отношения, Верховный суд РФ вынужден был пойти на попятную и поменять свое решение.
Большой общественный резонанс вызвали заказанные Р.Хамитовым уголовные дела на бывших заместителя начальника управления по делам печати Артура Идельбаева, министра образования Зинната Аллаярова, министра строительства, архитектуры и транспорта Равиля Ибатуллина, бывшего министра культуры Аскара Абдразакова (которого сам же Хамитов уговорил стать министром), общественных деятелей Айрата Дильмухаметова, Фанзиля Ахметшина и уголовное преследование чуть ли не каждого уволенного главы администрации муниципального района.
Если следовать логике возбуждения этих дел, то самого Хамитова уже давно следовало судить и посадить за развал экономики, денационализацию республиканской собственности, неправомерное пользование государственным бюджетом в интересах своей семьи и родственников, да и вообще за судьбы многих уволенных, которым до сих пор не дают возможности трудоустроиться.
Рустэм Хамитов умудрился перессориться с республиканской элитой и силовиками – Министерством внутренних дел и Управлением федеральной службы безопасности по республике. Силовиков, которых Рустэм Хамитов собрал у себя в первый же день своего президентства и первоначально представлял их своей опорой, он просто-напросто подставил, причем не раз.
По данным источников в администрации президента республики Р.Хамитов неоднократно отказывался от авторства заданий, порученных им же правоохранительным органам, когда действия последних приводили к непредсказуемым скандальным последствиям. Многие помнят мероприятия, организованные правоохранительными органами по поручению Хамитова в период проведения выборных заседаний Всемирного курултая башкир, а также митингов и шествий, где их вмешательство вызвало сильный общественную реакцию. Хорошо, что силовые органы в регионе являются все-таки федеральными и президенту республики формально не подчиняются. Поняв, что для Хамитова «кинуть» и «подставить» - это обычные приемы работы, руководства республиканских МВД и ФСБ уже серьезно к его бредовым поручениям не относятся.
Однако, пожалуй, самой крупной ошибкой Хамитова стало назначение им на должность премьер-министра правительства Азамата Илимбетова. Своим решением Хамитов пытался заткнуть рот башкирам (якобы сохранил баланс: президент – татарин, председатель Госсобрания – русский, премьер-министр - башкир) и держать на коротком поводке население Зауралья. Однако получилось наоборот: основная часть башкирского населения республики Илимбетова вообще не знала, а в Зауралье об этом человеке ходила только дурная слава, население его не уважало и не уважает. Хамитов, не знающий этого, крупно просчитался. Тот, кому полагалось тянуть экономику республики, оказался нечистым на руку человеком. В этой ситуации самым правильным решением при безграмотном, больном и бесхребетном президенте было бы назначить премьер-министра из числа таких опытнейших руководителей, в том числе из числа заместителей премьер-министра правительства Рахимова. Практически все они были уволены Хамитовым из состава правительства республики, но как грамотные и авторитетные руководители нашли работу в федеральных структурах. А Фидус Ямалтдинов остался единственным вице-премьером среди мальчишек, которые решили поиграть во власть. Правительство, сформированное Хамитовым, оказалось самым слабым за всю историю существования республики.
Но у любого события, даже самого тяжелого и неприятного, есть всегда и положительные стороны. Время президентства Хамитова явно показало реальную сущность многих известных личностей, как говорится «весь мусор всплыл на поверхность». В народе все больше используется выражение «перекрасился». К примеру, тот же Константин Толкачев: родился в Кемеровской области и все годы своей работы в республике жил за пазухой Муртазы Рахимова. А когда Хамитов организовал давление на фонд «Урал», возглавляемый первым президентом республики, не сказал ни слова в поддержку своего бывшего покровителя. Что ж, инородец он и есть инородец – ему важно выжить при любой власти, как говорится «свинье везде хорошо, где кормят». Такими же увертливыми оказались башкирские баснописцы-приспособленцы Равиль Бикбаев и Кадим Аралбаев. Когда по инициативе Хамитова Госсобрание-Курултай республики принимало документы в части изучения башкирского языка, и Бикбаев, будучи председателем комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи, и башкирская писательская общественность молчаливо поддержали начало уничтожения языка своего народа. Если бы были живы Мустай Карим, Газим Шафиков, Назар Наджми, то эти поэты-общественники однозначно сказали бы весомое слово в защиту своего народа!
Своей неконкретностью, двуличием, бесхребетностью, гнусными действиями, недостойными первого лица региона, Хамитов за полтора года работы сформировал мнение о себе как о человеке, недостойном и неспособном управлять республикой и претворять в жизнь федеральную политику, противопоставив себя Путину.
Любые хорошие начинания, исходящие от федерального центра Хамитов извратил и в республике похоронил. А что следовало ожидать от человека, родившего в селе Драченино?
Согласно результатам неопубликованных исследований общественного мнения института социально-политических и правовых исследований Академии наук Республики Башкортостан (о них, кстати, сам Р.Хамитов не знает) уровень доверия президенту за период с начала его работы к концу 2011 года уменьшился с 62 до 8 %, причем, среди сельского населения с 53 до 3 %. И значения эти уже не повысятся!
Очевидно, что такие руководители федеральному центру не нужны. Остается надеяться, что новое руководство Башкирии  сможет вытащить опорный регион России из глубокой ямы. 
Политуфа.ру

Комментариев нет

Отправить комментарий