вторник, 4 октября 2011 г.

Екатерина Некрасова: Первые впечатления после второго собора русских в Башкирии

«О мёртвых или хорошо, или ничего!» - отвечала я на докучливые расспросы о том, почему я мало пишу о предстоящем Соборе русских Башкирии. Ругать не хотелось, восторгаться – не моглось. Ну и объективности ради нужно же было сначала дождаться результатов. Все мы, конечно, понимали – Собор проводится лишь потому, что нужно провести Ассамблею народов Башкортостана. Никто из нас ни на секунду не обольщался - мероприятие затевалось не ради русских, а ради создания видимости того, что русским, в качестве русских в Башкирии живется безпроблемно, и их национальное самочувствие просто замечательно
.
Артподготовка
Интересная вещь происходит – со всех трибун несется, что у башкирского населения есть свои специфические проблемы, со скрипом, но признаётся, что есть проблемы у татар, а вот у русских как у русских проблем нет и быть не может по определению. У башкир могут быть, ради них курултаи собираются, а у русских ни-ни, и думать не моги. А попробовать сказать, что отсутствие специфических проблем у русских наличии проблем у башкир и татар, а также других этносов просто невозможно – означает разжигать. Как само собой должным в Башкирии воспринимается тот факт, что говорить о специфических проблемах этноса с размахом – долго, многолюдно и дорого, с привлечением больших денег из бюджета – нужно только в отношении башкир. Только! Потому что они титульные. А нетитульные русские – граждане второго сорта,  что-то вроде рабов, обязанных, позабыв о собственных духовных потребностях,  трудиться для удовлетворения запросов башкир. И это уже русофобия. Апофеозом русофобии стал запрет для Жанны Бичевской исполнять песню «Мы русские» на концерте в ГДК.
Сравним курултай башкир и собор русских. Норма представительства для русских на их соборе – по одному от каждых 4500 человек. Норма представительства башкир на их курултае – по одному  от 2000 человек. За двадцать лет состоялось три курултая (предпоследний в 2002 году) и два собора ( первый, он же предпоследний – в 1998 году). Последний курултай башкир длился три дня. Последний конгресс русских – несколько часов с перерывом на обед. Курултаи, как мы видим, проводятся чаще, и башкиры представлены на них гораздо шире. Предвижу возражения – башкиры могут собираться только в Уфе, а русские Башкирии – и В Уфе, и в Москве, на всероссийских встречах. Ну что ж, когда русские на московских встречах будут представлены так же, как и башкиры в Башкирии – по одному от  двух тысяч, –  то нужда в конгрессах в Уфе отпадёт. А пока этого нет, разговаривать о проблемах русских Башкирии нужно в Уфе.
К курултаю башкир готовились на совесть. Об этом можно почитать на сайте Исполкома ВКБ. Кто станет курултаевцем – обсуждалось достаточно широко. Кандидаты в курултаевцы писали программы, и желающие могли с их содержанием ознакомиться. То попал в число соборян – осталось тайной за семью печатями. Вроде бы как районные администрации или конференции решали, кто будет представлять русских на Соборе. Ну и разумеется, никакого сайта, никакой организованной площадки Интернет-площадки для  обсуждения.
На неорганизованных площадках утверждалось, что никакой собор не нужен, а на руководителя исполкома Собора русских вешались самые нелестные ярлыки. Как только его не называли, каких только высказываний ему не приписывали. Я Смородовым не восторгалась, но участвовать во всеобщем улюлюканье тоже не считала нужным. Ну не говорил Самородов: «Нам нужно две русские гимназии». Не называл он слова «две»! Оставим это уже на совести тех, кто переврал его высказывания. Потому что иногда Самородову приписываются совсем иные сентенции, и про памятник Нагому, и про башкирский язык. Вот например, такое: «я всегда считал и считаю, что памятник Михаилу Нагому как основателю современной Уфы просто необходим. И по обязательному изучению башкирского языка далеко не все так однозначно, как некоторые себе представляют. Критиковать всегда легче, чем сделать что-то реальное. Я же всегда отстаивал позицию, что приоритетным здесь должно быть мнение родителей учеников. Добровольность – вот главный принцип в этом вопросе. Повторюсь – нас не слушали или не хотели слышать. В результате создан тот самый негативный фон, который мы сейчас имеем».
Очень многие говорили, что Собор как организация не нужен. Например, политолог Альберт Мифтахов (тот, который утверждал, что проблемы преподавания башкирского языка русских не волнуют) и пенсионер Анатолий Дубовский из «Руси»: «Собор русских выполняет декоративно-прикладные функции и был искусственно по указке свыше, существует только на бумаге». Знакомые из татарских общественных объединений говорили тоже самое:
- Не нужен русским Собор русских!
- Да, но татарам ведь нужны их организации? И от Конгресса татар Башкирии вы ведь не откажетесь?
- У нас организации не зависимы от власти! Власти их не контролируют, – отвечали знакомые. И кое в чем были, увы, правы.
«Уфимский край» в освещении подготовки к собору  ограничился статьей «Что нам ждать от собора русских Башкирии?» Наш читатель кратко выразил то, что многие из нас тогда думали:
«Страусиная позиция очень удобная для того, кто хочет пнуть страуса. Считаю, что каким бы ни был собор, нужно приложить максимум усилий, чтобы донести до властей вопросы, волнующие русский народ республики. Меньше дают на конгресс русских, чем на курултай башкир? - Это конечно минус, но в делегаты должны пройти люди, которым будет что сказать, которые придут на собор именно работать, а не подарки раззолоченные получать».
Но и сюсюкать тоже не хотелось На фоне рассказов о том, что Самородов, дескать, по ТВ утверждает, что русские в Башкирии ислам принимают, и не знает, что тюркское население республики гораздо масштабнее принимает православие, рассуждать о соборе вообще не имело смысла. Но есть же такая штука, как презумпция не виновности. А вдруг случится  нечто экстраординарное и на соборе состоится разговор? Времени, конечно, маловато: через 13 лет после первого собора всё наболевшее обсудить, но вдруг чудо произойдёт? «Собор пройдёт, вот тогда и выскажемся!»  - решили мы. Собор состоялся. Участников, то есть делегатов с мандатами – менее трёхсот.
Глазами очевидца
Приглашенный на собор Игорь Степанов-Зорин из объединение «Вече» поведал «Уфимскому краю» много чего интересного. Приводим его рассказ с некоторыми сокращениями, выделяя наш комментарий курсивом. Итак, слово Игорю Александровичу:
- Это был не собор русских, а съезд чиновников. Уже на входе – беспрецедентные меры. Брюнетистые чиновники из администации не пропускали никого. Я попросил провести поэта Виктора Гурулёва, как второго представителя «Вече». Человек заслуженный, пожилой. «Нет!» - отрезал чиновник. – «вы своих проведёте, и их будет больше, чем наших». У АП РБ, видимо, свои представления о «наших» и «чужих».
В холле обнаружилось, что от других, «нерусских» национальных организаций было по нескольку представителей. У «украинца» Дорошенко, симпатизирующего Бандере, например, была целая свита. Спросил, почему так. Ответ был таков, что присутствовало около 40  нерусских организаций, и ограничивать количество от них было никак нельзя, иначе они могли обидеться. Нельзя было не дать им слова для однотипных, как  поздравления – а вдруг обидятся. Русских же обижать можно, они терпеливые. Не было совсем казаков. В Башкирии три казачьи организации, но не было ни «прудниковских», ни «гулаевских», ни «свойкинских».
(Кстати, Верховный суд Волгоградской области признал казаков одним из коренных народов Российской Федерации. Поэтому пригласить казаков на собор русских было просто необходимо – либо как неотъемлемую часть русских, либо как отдельный народ. Если пригласили таджиков и марийцев, то уж казаков-то пригласить сам Бог велел! Ну чтож, придётся провести отдельный съезд казаков)
Не было исторического клуба военной реконстукции, бывшего «Ордена». Не было очень многих краеведов, историков, художников. Я мог бы целый список составить, кого не было, а должны были бы быть. Каким-то чудом был Сергей Круль, просил слова – ему слова не дали.
Регистрация, вручение папки с документами и блокнотом. Никаких подарков более, это же не курултай с позолоченными часами, косметикой и прочими подношениями. Каждому указали иго место – мне достался 17 ряд. В зале заседаний места распределялись неравномерно – где густо, где пусто. Где битком, а один-два ряда оказались пустыми – не пришли, причем не пришли организованно. И зачем было приглашать тех, кому это не нужно?
Начали после одиннадцати. Первым выступил Толкачев. Заявил, что веские причины не позволили Хамитову поприсутствовать на Соборе русских. Не было и Премьер-министра. Проблемы самого крупного этноса Башкирии, проблемы 40% населения региона их не волнуют. Затем выступил чиновник из мери. Мэр Качкаев тоже был. Ему писали такие записки, например, о состоянии архитектурных памятников и сносе колокольни Спасского храма, от которых мэр морщился. Волны обожания и славословия в свой адрес  Качкаев не дождался. В памяти народной он останется Тем, При Котором Снесли Колокольню.
Выступали чиновники, директора школ, религиозные деятели. От народа мало кого было. Почти все выступления сводились к следующему: «В Багдаде всё спокойно», «Тишь, гладь, Божья благодать!», «Мир, дружба, жвачка». Рассказывали о частушках, театрах и хорах. Проблемы культуры сводились к выделению средств на культурный отдых населения. Иногда звучала просьба – «Дайте денег на частушки!». Вся русская культура сведена к праздникам частушки и аксаковскому празднику. Некоторым диссонансом прозвучало выступление директора Стерлитамакского русского драмтеатра - зарплата актеров 3,5 тысячи, их семьи голодают, артисты скитаются по плохим дорогам на сломанной машине. В президиуме морщились, шикали и проявляли неудовольствие. Выступил мархиепископ Никон, говорил о проблемах духовностивсех русских и ни слова о проблемах русских Башкирии, состоянии особо пострадавших церквей и уж конечно не о церковных праздниках. Затем выступил муфтий Талгат Татжутдин, он говорил о том, как хорошо что в Башкирии много смешанных браков.
(Просто представьте картинку – на курултае башкир православный священник агитирует зка смешанные браки. На курултае такого быть не может, а на Соборе – пожалуйста. Мы не против выступления муфтия. Но когда раз в 13 лет русские собираются поговорить на несколько часов, когда под предлогом нехватки времени не дают слова Сергею  Леонидовичу Крулю – может, можно было бы обойтись и без ритуальных речей?)
Были и другие выступления. Афанасьев, ласково называемый «рерихнутым», заметил, что у нас нет русского театра. Есть русскоязычные театры, а истинно русского театра нет. Некотрые директора школ отмечали необходимость увеличения чесов русского языка в школах и создания русских гимназий.
(Вспоминается чиновница Кузбекова, руки в карманах, и её раздраженное: «У нас и так много русских гимназий». Надо же, посмели заикнуться. Быть может, что-то улучшится?)
Ксения Херувимова, представитель молодежи, отметила, что русская молодежь фактически не имеет своих организаций. Ей поручили организовать русскую молодежь.
(Напомним, в Башкирии 20 лет проводятся Дни башкирской молодёжи. На этих днях в СБМ принимают новичков. То, что потом рполики с деятелями СБМ признаются экстремистскими – дело десятое. Президент Хамитов об этих днях отозвался довольно благосклонно. В Башкирии множество молодежных организаций, поддерживаемых соответствующим министерством. Во время взрослого курултая параллельно проводился молодёжный курултай. Что имеет русская молодёжь в Башкирии? Ни-че-го).
Затем последовал обед. Всех разделили на три группы. Элита, как люди первого сорта,  отправилась наверх, на банкет, где угостилась и «беленькой». Неэлита подрпзделялась на два сорта. Второй сорт получил белые приглашения, их накормили сносным обедом, третий сорт пошёл по «жёлтому билету», их просто напоили чаем. Причем желтобилетникми оказались те, кто приехал их дальних районов. После обеда ряды участников и приглашенных заметно поредели. Качкаев, например, удалился. Не знаю, прибавит ли ему популярности его участие в Соборе.
В пять все разошлись. Кое-кто отправился и на Аксаковский вечер. Я тоже пошёл. Это был костюмированный бал. Некто в красном костюме, с синей лентой через плечо и при эполетах называл себя потомком Аксакова. Я подумал, что это артист. Заметил группу казаков, спросил их, как они тут оказались. Казаки ответили, что они из Самары, что сами бы хотели встретиться с казаками из Башкирии, но, к их величайшему сожалению, за время своего визита так ни одного казака из Башкирии так и не увидели. Ни на балу, нигде.
Итоги
Из итогов. В исполком собора русских было избрано 32 человека. Гендиректоры, директоры колледжей, преподаватели вузов, чиновницы из Горсовета, люди из Госсобрания РБ. Разумеется, никаких казаков, зато Дубовский из «Руси». Тот самый Дубовский, заявивший накануне: «Вообще, я считаю, что сама идея Собора русских сегодня не актуальна. Для республики гораздо важнее было бы создать Конгресс народов и уже в этих рамках искать точки соприкосновения между народами».
А ещё – Сергей Лаврентьев. Пока воздержусь от комметариев
Возглавил исполком Собора русских отставной генерал, бывший военком Тимофей Азаров.  Ать-два! Кругом! Тимофей Азаров, наверное, прекрасный человек. Но вникнет ли он в проблемы культуры – не частушек, а культуры в широком понимании этого слова? Захочет ли он защитить памятники истории? И как он отнесется к языковым проблемам?
К вопросу Исполкома вернемся чуть позже.
Пресса
А что же пресса? Да так, написали кое-что. Не так много, как о курултае, но все же.. Посмотрим на несколько отрывков. Первый приоткрывает тайну, кто же избирался на Собор. Ленинский район, сентябрь. Избраны:
Чиновник райадминистрации Белов Евгений Владимирович
Депутатша Госсобрания Родина Елена Александровна – не просто депутатша, а ещё и Заместитель Председателя Комитета Госсобрания
Два гендиректора – Порошин Юрий Георгиевич,  генеральный директор ОАО «Уфимское агрегатное производственное объединение» и Чегодаев Вячеслав Александрович, генеральный директор ЗАО «Башкирская промышленно-строительная компания»,
Раскрученная бизнесменша, «вошедшая в обойму» -  Кострова Галина Евгеньевна, директор сети ООО «Этуаль», победитель конкурса «Женщина – директор года». А уж чтобы не так густо от чиновников было, то список разбавили учительницей и радиоведущей. Как вам – из семи делегатов два гендиректора, два чиновника и бизнесвумен, тоже директор?
Приведем несколько отрывков из публикаций СМИ. Сергей Шушпанов из «Вечерней Уфы» повествует о речи  Самородова:
- К числу недостатков были отнесены слабое информационное сопровождение деятельности организации, отсутствие своей страницы в интернете и отчасти инертность представителей Собора на местах.  Говоря о проблемах, которые беспокоят сегодня русскую общественность, Владимир Самородов отметил, что до сих пор в Уфе нет достойного памятника ее основателю воеводе Ивану Нагому, хотя вопрос об этом поднимался еще на Первом Соборе русских республики в 1998 году. Не увековечены имена таких известных людей республики, как выдающаяся пианистка Вера Тиманова, исследователь Петр Рычков, художник Михаил Нестеров... Необходимость воздвигнуть памятник Михаилу Васильевичу возникла только сейчас, накануне 150-летнего юбилея Нестерова. Была затронута проблема недостаточного финансирования русских историко-культурных центров республики, без чего невозможно ждать от них полноценной работы; общая тенденция сокращения русского населения, которая наблюдается не только в нашем регионе, но и в стране в целом; а также проблемы изучения русского языка в Башкортостане. Ныне именно последний вопрос является самым дискутируемым как в общественной среде, так и в средствах массовой информации. Чем это вызвано, наглядно демонстрирует следующий пример: из 55 республиканских гимназий мы имеем 47 гимназий башкирских, 6 татарских, и лишь по 1 чувашской и русской. Комментировать данный перекос докладчик посчитал излишним.
Заголовок в тему: «Собор русских Башкортостана выступает за увеличение количества часов по русскому языку в школе».
«Башинформ»: В то же время делегатов конгресса тревожат периодическое обострение межнациональных отношений в ряде субъектов Российской Федерации, недостаточная доходная база регионов и муниципалитетов, препятствующая решению на местах этнокультурных вопросов, правовая неурегулированность размещения информации в интернете, оскорбительной по отношению к разным народам и конфессиям. Поэтому в республике назрела необходимость государственной поддержки таких крупных общественных организаций, как Собор русских Башкортостана. Среди других инициатив — предложения о создании в Уфе Российского дискуссионного Аксаковского форума по вопросам укрепления межнационального и межконфессионального согласия; организации комплексного исследования демографического, экономического, социально-политического и духовно-культурного развития русского населения Республики Башкортостан с учетом ситуации в различных регионах республики; разработке программы увековечения памяти о выдающихся деятелях, событиях, организациях, относящихся к русскому населению Башкортостана, и утверждении ее на государственном уровне; разработке Башкирским спутниковым телевидением цикла передач о русской культуре и выдающихся представителях русского народа республики.
И как приговор – слова присутствовавшего на втором Собор) русских писателя и путешественника Камиля Зиганшина:
- Современная Россия переживает непростой период – русские, государствообразующий народ, нуждаются сегодня в поддержке и защите со стороны государства. Россия – это единственное государство в мире, где духовные ценности до сих пор еще превалируют, преобладают над ценностями материальными. Всем народам, населяющим Россию, нужно объединиться и не дать русских в обиду, но и сами русские спать не должны. Вообще Россия напоминает мне, если образно говорить, такого могучего жеребца, но в узде, который идет туда, куда его ведут, и не понимает своей силы. Русские тоже не понимают, не осознают всей своей силы. Вообще же, пора прекратить говорить о титульных и не титульных нациях у нас в республике. Все мы – братья. Межнациональные отношения необходимо выводить из политического русла и переводить в русло культуры и взаимопонимания между народами. Жизнь сама все расставит по своим местам, сама все отрегулирует. Тут вмешательства властей не требуется.
Продолжение следует

http://ufaland.info 

Комментариев нет

Отправить комментарий